Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/136110
Title: | Др.-исл. heimr ‘мир’ и его топонимические дериваты в «Старшей Эдде» |
Other Titles: | Old Norse Heimr ʻWorldʼ and its Toponymic Derivatives in the Poetic Edda |
Authors: | Топорова, Т. В. Toporova, T. V. |
Issue Date: | 2024 |
Publisher: | Издательство Уральского университета |
Citation: | Топорова Т. В. Др.-исл. heimr ‘мир’ и его топонимические дериваты в «Старшей Эдде» / Т. В. Топорова // Вопросы ономастики. — 2024. — Т. 21, № 1. — С. 152–168. |
Abstract: | Статья посвящена исследованию др.-исл. heimr ‘мир’ и его дериватов (среди которых топонимы со вторым компонентом -heimr) в древнеисландской «Старшей Эдде», предполагающем всесторонний анализ семантики изучаемых слов, а также роли соответствующего концепта в эддической мифопоэтической модели мира. Метод исследования данной лексемы и ее производных сформировался на базе тезаурусного описания фольклорного слова, а также изучения многозначности эпического текста и лексикологических штудий ряда ключевых концептов в древнеиндийской «Ригведе». Комплексный подход, применяемый при анализе эпического слова, учитывает различные факторы: статистику (количество дистрибуций), грамматику (анализ падежной парадигмы), синтаксис (выявление предикатов, выполняющих определенные функции), этимологию, способную к актуализации семантической мотивировки слова, мифологию, обнаруживающую его тяготение к тем или иным мифологемам, мотивам, сюжетам, поэтику, реализующуюся при помощи звуковой игры (аллитерации, анаграммы, повторов) и определяющую взаимодействие лексем в тексте, а также экстралингвистический «мир вещей», устанавливающий связь между языковым знаком и денотатом. На основании более чем трехкратного преобладания форм ед. ч. (28 единиц) по сравнению с формами мн. ч. (8 единиц) можно реконструировать, во-первых, наличие нескольких миров в эддической мифопоэтической модели мира на первоначальном этапе, во-вторых - путь эволюции от совокупности однотипных объектов к некоему единству, целостности, которые достигаются в результате их объединения. Иными словами, вполне вероятно такое семантическое развитие: ‘жилища великанов’ (мн. ч.: iǫtna heimar) → ‘Жилище великанов’ = ‘Мир великанов’ (ед. ч.: Iǫtun-heimr). Др.-исл. heimr отождествляется с универсальной моделью мира в виде мирового древа (девять миров = девять корней древа предела в «Прорицании вёльвы»); участвует в эддической концепции хронотопа (мировое древо с его корнями (= мирами) описывается «внизу под землей», т. е. до момента своего возникновения); способен к темпорализации, приравнивается к временнóму понятию «век» (др.-исл. ƍld); антропоцентрически ориентирован. The article examines the mythopoetic concept of the ‘world’ (Old Norse heimr) and its derivatives - toponyms with the suffix -heimr in the Poetic Edda. It involves a thorough analysis of their meanings and their significance in the Eddic mythopoetic framework. The methodology for studying this lexical unit and its derivatives is based on a thesaurus description of folk terminology, alongside an exploration of polysemy within epic texts and lexicological investigations of key concepts in the Rigveda. Employing an integrated approach, the analysis considers various factors such as statistical distribution, grammatical case paradigms, syntactical functions of predicates, etymology to understand semantic motivations, mythology to reveal connections to mythological elements, poetic devices like alliteration and repetitions, and the relationship between linguistic signs and referents in the extralinguistic world. The predominance of singular forms (28) over plural forms (8) suggests two significant points: the existence of multiple worlds in the Eddic mythopoetic model initially, and an evolutionary progression from a collection of similar objects towards a unified whole. This semantic evolution is exemplified by the transition from ‘dwellings of giants’ (plural iǫtna heimar) to ‘Dwelling of giants’ = ‘World of Giants’ (singular Iǫtun-heimr). The Old Norse term heimr is associated with the universal world model depicted as a world tree (nine worlds = nine roots of Iggdrasill in Völuspá). It contributes to the construction of the Eddic chronotope in which the world tree, along with its roots (representing worlds), is described as located “under the earth,” signifying its origin. It also demonstrates temporalization, being linked with the temporal concept of age (Old Norse ƍld) and exhibits anthropocentric orientation. |
Keywords: | ДРЕВНЕИСЛАНДСКИЙ ЯЗЫК «СТАРШАЯ ЭДДА» ТОПОНИМ КОМПОЗИТ КОНТЕКСТ СЕМАНТИКА СИНТАКСИС ПОЭТИКА ЭТИМОЛОГИЯ МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА OLD NORSE POETIC EDDA TOPONYM COMPOUND CONTEXT SEMANTICS SYNTAX POETICS ETYMOLOGY MYTHOPOETIC MODEL OF THE WORLD |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/136110 |
RSCI ID: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67905385 |
ISSN: | 1994-2400 1994-2451 |
DOI: | 10.15826/vopr_onom.2024.21.1.007 |
Origin: | Вопросы ономастики. 2024. Том 21. № 1 |
Appears in Collections: | Вопросы ономастики |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
vopon_2024_1_07.pdf | 429,95 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.