Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/132629
Название: Изображая аромат: курильница во французской гравюре XVIII в.
Другие названия: Depicting Scent: Incense Burners in the French Engravings of the 18th Century
Авторы: Борщ, Е. В.
Borshch, E. V.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Борщ Е. В. Изображая аромат: курильница во французской гравюре XVIII в. / Е. В. Борщ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 249-267.
Аннотация: Статья посвящена сравнительному изучению изображений курильницы — прибора для ароматизации жилого интерьера — по материалам французской проектной и книжной гравюры XVIII в. Приводятся описания, результаты сравнительного анализа гравированных изображений курильниц в произведениях французских декораторов и иллюстраторов XVIII в. Сравнительное изучение курильниц как эскиза интерьерного предмета и как антуража книжной иллюстрации позволяет проследить изменения типологии, стиля и семантики на протяжении XVIII столетия. Источникам материала послужили, во-первых, гравированные эскизы курильниц в проектах ведущих французских архитекторов и орнаменталистов XVIII в.: Ж. Берена, Б. Торо, Ж.-М. Оппенора, Ж.-Ф. Блонделя, Ж.-Ш. Делафосса, Ж.-Ф. де Неффоржа, Ж.-Ф. Буше, Р. де Лалонда, Ж.-Ф. Форти; а во-вторых — книжные гравюры с изображениями курильниц, созданные по рисункам ключевых иллюстраторов эпохи: К. Жилло, Л.-Ф. Дюбура, Ю.-Ф. Гравело, Ф. Буше, Ш. Эйзена, Ж.-Ж.-Ф. Лебарбье, К.-П. Марилье, Ж.-М. Моро-младшего, Ж. де Сэва, А. Бореля. В ходе описания и анализа изображений курильниц определяются жанры, выявляются особенности иконографии предмета. Сравнительный анализ проектных и книжных гравюр позволяет обратиться к проблеме генезиса изображения курильниц в иллюстрациях. Доказано прямое влияние проектных гравюр на изображения курильниц в книжных иллюстрациях и в то же время отсутствие «дословного» влияния литературных текстов. Выявлена устойчивая преемственность изображений курильниц в аналогичных иллюстрациях разных художников для одного текста. В сравнительном аспекте проанализирована семантика изображений курильниц в проектной и книжной гравюре: отмечено преобладание чувственно-гедонистической коннотации изображений курильниц на протяжении XVIII столетия.
This article is devoted to the comparative study of images of the incense burner, i.e. a device for filling the interior with a pleasing scent. The author refers to materials from French design and book engravings of the eighteenth century. The article contains descriptions and results of a comparative analysis of engraved images of incense burners in the works of French decorators and illustrators of the eighteenth century. A comparative study of incense burners as a sketch of an interior item and as the entourage of a book illustration makes it possible to trace the changes in their typology, style, and semantics over the eighteenth century. The article refers to engraved sketches of incense burners in the projects of French architects and ornamentalists of the eighteenth century, such as J. Béren, B. Turreau, J.-M. Oppenord, J.-F. Blondel, J.-Ch. Delafosse, J.-F. de Nefforge, J.-F. Boucher, R. De La Londe, and J.-F. Forty. Secondly, it draws upon book engravings depicting incense burners created by such artists as C. Gillot, L.-F. Dubourg, H.-F. Gravelot, F. Boucher, Ch. Eisen, J.-J.-F. Le Barbier, K.-P. Marillier, J.-M. Moreau le Jeune, J. de Sève, and A. Borel. As a result of the description and analysis of images, the author determines the genres and features of the iconography of the incense burner. A comparative analysis of design and book engravings helps address the problem of the genesis of the image of the incense burner in illustrations. The author substantiates the direct influence of design engravings on the images of incense burners in book illustrations and at the same time, the absence of a “literal” influence of literary texts, pointing out the stable continuity of images of the incense burner in similar works of illustrators for different editions of the same literary text. In a comparative aspect, the article analyses the semantics of images of the incense burner in the design and book engravings, noting the predominance of the sensual-hedonistic connotation of the images of the incense burner over the eighteenth century.
Ключевые слова: АРОМАТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ
КУРИЛЬНИЦА
ФРАНЦУЗСКАЯ ГРАВЮРА
ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ГРАВЮРА
ФРАНЦУЗСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАВЮРА
ФРАНЦУЗСКАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ
XVIII ВЕК
AROMATIC DEVICES
INCENSE BURNERS
FRENCH ENGRAVINGS
FRENCH DESIGN ENGRAVINGS
FRENCH BOOK ENGRAVINGS
FRENCH BOOK ILLUSTRATIONS
18TH CENTURY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/132629
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674410
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.1.016
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-1-16.pdf4,56 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.