Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/132621
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЛошкарева, Е. А.ru
dc.contributor.authorLosh kareva, E. A.en
dc.date.accessioned2024-04-25T09:35:23Z-
dc.date.available2024-04-25T09:35:23Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЛошкарева Е. А. Фриз с орнаментом из многогранников в убранстве купольных барабанов армянских церквей конца XII — первой трети XIII в. / Е. А. Лошкарева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 1. — С. 121-138.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/132621-
dc.descriptionSubmitted: 28.11.2022. Accepted: 18.01.2024.en
dc.descriptionПоступила в редакцию: 28.11.2022. Принята к печати: 18.01.2024.ru
dc.description.abstractВ статье рассматривается применение рельефного орнаментального фриза из переплетающихся многогранников в убранстве купольных барабанов армянских церквей начального периода Закаридской эпохи. В самом конце XII в. Армения освобождается от мусульманского ига. Это обстоятельство дает толчок бурному подъему строительной деятельности в восточных областях Армении со столицей в Ани, особенно в храмоздательстве. Новые памятники воздвигаются в духе национальной традиции, что особенно ярко проявляется в пластическом декоре экстерьера купольных барабанов. Автор предпринимает попытку выстроить хронологическую последовательность применения избранного орнамента во фризах купольных глав армянских храмов и приходит к выводу о первичном использовании орнаментальных фризов из шестигранников и восьмигранников в среде анийских памятников. Также отмечается одновременная популярность этих узоров в архитектуре соседнего государства анатолийских сельджуков, чья культурная деятельность в своем формировании теснейшим образом взаимосвязана с армянской. Возможные истоки проникновения орнаментального фриза из многогранников в купольные барабаны армянских церквей автор видит в кирпичной архитектуре Ирана и Средней Азии XI–XII вв. Резюмируя свои рассуждения, автор подчеркивает существование в армянском зодчестве задолго до исследуемой эпохи традиции убранства купольного барабана слепой аркатурой, увенчанной декоративным фризом, на примере Анийского собора, сыгравшего важную роль в сложении образа купольной главы армянского храма Закаридской эпохи.ru
dc.description.abstractThis article studies the use of relief ornamental frieze of intertwining polyhedrons in the decoration of dome drums of Armenian churches of the initial period of the Zakarid era. Following the liberation of the country from the Muslim yoke, in the Eastern Armenia regions and Ani, construction activity grew rapidly, especially in church building. New monuments were erected in the spirit of the national tradition, which is especially evident in the plastic decoration of the exterior of drums. The author tries to build a chronological sequence of the use of the ornament in the friezes of the domes of Armenian churches, which leads to the conclusion that ornamental friezes of hexagons and octagons were primarily used in Ani monuments. The author notes the simultaneous popularity of these patterns in the architecture of the neighbouring state of the Anatolian Seljuks, whose cultural activity in its formation is closely connected with the Armenian one. The author sees the possible origins of the ornamental frieze with a polygonal structure in the drums of Armenian churches in the brickwork architecture of the minarets of Iran and Central Asia from the eleventh and twelfth centuries. In summary, the author emphasizes the existence of the tradition of decorating drums with a blind arcade topped with a decorative frieze in Armenian architecture long before the era in question, referring to the Cathedral of Ani which played an important role in the formation of the image of domes of the Armenian churches of the Zakarid era.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00354, https://rscf.ru/project/22-18-00354/, в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете (НИУ МГСУ).ru
dc.description.sponsorshipThe study is supported by a grant of the Russian Science Foundation, project 22-18-00354, https://rscf.ru/project/22-18-00354/, in the National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 1ru
dc.subjectАРХИТЕКТУРА АРМЕНИИru
dc.subjectАНИru
dc.subjectРЕЛЬЕФНЫЙ ДЕКОРru
dc.subjectГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТru
dc.subjectИРАНru
dc.subjectАРХИТЕКТУРА МУСУЛЬМАНru
dc.subjectЗАКАРИДСКАЯ АРМЕНИЯru
dc.subjectСРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВОru
dc.subjectARCHITECTURE OF ARMENIAen
dc.subjectANIen
dc.subjectRELIEF DECORATIONen
dc.subjectGEOMETRICAL ORNAMENTSen
dc.subjectIRANen
dc.subjectISLAMIC ARCHITECTUREen
dc.subjectZAKARID ARMENIAen
dc.subjectMEDIEVAL ARTen
dc.titleФриз с орнаментом из многогранников в убранстве купольных барабанов армянских церквей конца XII — первой трети XIII в.ru
dc.title.alternativeFrieze s with a Polygonal Ornament in the Decoration of the Drums of Armenian Churches of the Late 12th —First Third of the 13th Centuriesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=65674402-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2024.26.1.008-
local.description.firstpage121-
local.description.lastpage138-
local.fund.rsf22-18-00354-
local.contributorЛошкарева, Екатерина Андреевнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-1-08.pdf5,57 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.