Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129946
Название: Иван Пуни в Берлине: взгляд эмигранта на русское искусство (на материале книги «Современная живопись»)
Другие названия: Ivan Puni in Berlin: an Emigrant’s View on Russian Art (Based on the Book «Modern Painting»)
Авторы: Галеева, Т. А.
Петкау, А. Ю.
Galeeva, T. A.
Petkau, A. Yu.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Галеева Т. А. Иван Пуни в Берлине: взгляд эмигранта на русское искусство (на материале книги «Современная живопись») / Т. А. Галеева, А. Ю. Петкау // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2024. — Т. 30, № 1. — С. 88-101.
Аннотация: Исследование посвящено художественно-критической деятельности мастера русского авангарда И. Пуни в рамках его берлинского периода (1920–1923). Материалом для анализа послужила книга «Современная живопись» И. Пуни, в которой обобщены не только первоначальные тексты публичных лекций Пуни, но и его рефлексия на возникшую критическую реакцию. С опорой на структурно-семиотический анализ проводятся параллели с живописным опытом И. Пуни, выявляются аксиологические установки времени. В годы эмиграции Пуни был среди тех, кто формировал взгляды на искусство своего времени. За этот период критик прошел путь от понимания механистических приемов композиции русского беспредметного искусства к важности интуитивного начала как основы творчества и зрительской работы при восприятии произведения искусства, семантически наполненного и неоднозначно считываемого. На страницах книги художник вступает в дискуссию с Э. Лисицким, В. Татлиным, крупнейшими европейскими художниками, обосновывая свой взгляд на болевые точки современного искусства.
The study is devoted to the artistic and critical activity of the Russian avant-garde master I. Puni within the framework of his Berlin period (1920–1923). The material for the analysis was the book «Modern Painting», written by I. Puni, which summarized not only the original texts of Puni’s public lectures, but also his reflection on the critical reaction that was provoked by them. Based on the structural-semiotic analysis, the author found that parallels could be drawn between Puni’s speeches (public lectures, responses to criticism) and his artistic works in the context of time and place (the first post-revolutionary wave of emigration from Russia 1918–1922). During his years of emigration, Puni was among those who formed views on the art of his time. During this period, the critic went from understanding the mechanistic techniques of the composition of Russian non-objective art to the importance of the intuitive principle as the basis of creativity and spectator work in the perception of a work of art, semantically filled and ambiguously readable. On the pages of the book, the artist joins the discussion with E. Lisitsky, V. Tatlin, the largest European artists, justifying his view on the pressure points of modern art.
Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
ИСКУССТВО РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
АВАНГАРД
РУССКОЕ БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО
МАНИФЕСТ
ART CRITICISM
ART OF RUSSIAN EMIGRATION
AVANT-GARDE
RUSSIAN NON-OBJECTIVE ART
MANIFESTO
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129946
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63503941
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2024.30.1.008
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2024-1-08.pdf1,01 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.