Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129559
Название: Диалектика становления университетов экосистемного типа и ее влияние на формирование специалистов будущего
Другие названия: Ecosystem-Type Universities’ Formation Dialectics and Its Influence Over Future Specialists
Авторы: Матковская, Я. С.
Русяева, Е. Ю.
Matkovskaya, Ya.S.
Rusyaeva E. Yu.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Матковская Я. С. Диалектика становления университетов экосистемного типа и ее влияние на формирование специалистов будущего / Я. С. Матковская, Е. Ю. Русяева // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 3. — С. 95-114.
Аннотация: Отмечаемый факт становления и перспективность развития университетов экосистемного типа (в первую очередь, в России) обусловили определение их в качестве объекта исследования. Целью статьи стало исследование диалектики становления университетов экосистемного типа и ее влияние на формирование специалистов будущего. Авторы использовали диалектический анализ в его гегелевской трактовке постижения противоположностей в их единстве, когда две взаимно предполагающие противоположности могут быть поняты только через свое «другое», при этом в современном постмодернистском сознании экосистемность создает условия для разрешения этих противоречий. Использован междисциплинарный синтез в экосистемном и эпистемологическом моделировании «профилей» студентов, выстроена цепь логических представлений важности влияния экосистемы университета на формирование познавательных профилей студентов как стратегий развития их когнитивных и профессиональных компетенций. Оригинальность статьи состоит в том, что схема познания метафорически представлена в виде конструкта «расколдовывания-раскрытия мира» по природному основанию познавательного процесса, имеющего социальную и индивидуальную составляющие. В практическом плане процесс познания изображен как возможность обнаружения и заполнения смысловых лакун в процессе обучения. Создана конструкция университетов экосистемного типа, где аналогово-цифровое пространство составляют вертикальные и горизонтальные управляющие параметры. Университет экосистемного типа представляет собой, во-первых, инновационную систему образования, где формируются личности, способные как управлять специализированными потоками знаний, так и опережать искусственный интеллект, а во-вторых, аналогово-цифровой континуум: контуры прямых и обратных, формальных / неформальных связей в такой экосистеме образуют новые возможности когнитивного развития для всех участников. Методологические основания и методические подходы работы обусловлены необходимостью осмысления когнитивных трансформаций и возможностей, образуемых в университетах экосистемного типа. Статья представляет ценность для представителей академического сообщества, руководства университетов и имеет концептуальный характер.
The object of our research is the ecosystem-type universities (mainly in Russia), which are being actively formed and prospectively developed in this country. The article aims at studying their formation dialectics as influencing future specialists. The authors take Hegel’s interpretation of the dialectical analysis (the comprehension of opposites in their unity), when two mutually suggestive opposites can only be understood through their “other”. In today’s postmodern consciousness, ecosystems create conditions for resolving these contradictions. We also use interdisciplinary synthesis in ecosystem and epistemological modeling of students’ “profiles”, thus logically explaining the importance of the university ecosystem influence over forming students’ cognitive and professional competencies. The scheme of cognition is metaphorically presented as a construct of “disenchantment-disclosure of the world” on the natural basis of the cognitive process, which has social and individual components. Figuratively, the process of cognition is depicted as an opportunity to discover and fill in semantic gaps in the learning process. The authors model the construction of an ecosystem-type university, wherein the analog-digital space is made up of vertical and horizontal control parameters. Such a university is firstly an innovative education system, which forms individuals able both to manage the flow of specialized knowledge and to intellectually outstrip artificial intelligence. Secondly, it is an analog-digital continuum, and the contours of direct and reverse, formal and informal connections in such an ecosystem provide all the agents with new opportunities for cognitive development. The methodological foundations for our research are chosen according to the importance of understanding the cognitive transformations and opportunities formed in ecosystem-type universities.This paper might be of value for representatives of the academic community and for university leaders.
Ключевые слова: DIALECTICAL CONTRADICTION RESOLUTION
INNOVATIVE UNIVERSITIES
ECOSYSTEM-TYPE UNIVERSITIES
CIPHER IN MEANINGS GENERATION
MEANING AND ITS COMPONENTS
COGNITION THROUGH "DISENCHANTMENT-DISCLOSURE"
SEMANTIC LACUNES
VERTICAL AND HORIZONTAL LINKS IN ECOSYSTEMS
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ИННОВАЦИОННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ЭКОСИСТЕМНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
ШИФР В ГЕНЕРАЦИИ СМЫСЛОВ
СМЫСЛ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ "РАСКОЛДОВЫВАНИЕРАСКРЫТИЕ" МИРА
СМЫСЛОВЫЕ ЛАКУНЫ
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129559
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 54805577
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2023.03.026
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_3_010.pdf1,42 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons