Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129541
Название: Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах
Другие названия: Student Engagement as an Instrument of Assessing the Quality of Education in Russian Universities
Авторы: Малошонок, Н. Г.
Maloshonok, N. G.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах / Н. Г. Малошонок // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 2. — С. 45-58.
Аннотация: Статья посвящена описанию опыта использования подхода по измерению студенческой вовлеченности (student engagement), разработанного на основе идей А. Астина, Р. Пэйса, Дж. Куха, П. Эвелла, Э. Паскарелла и П. Теренцини, в российских вузах для оценки качества высшего образования. Данный подход начал применяться в американской системе высшего образования с конца XX в. В силу относительной дешевизны и простоты реализации, а также возможности выработки конкретных эффективных рекомендаций для совершенствования образовательного процесса, в первое десятилетие XXI в. данный подход стал использоваться в других странах как отдельными университетами, так и в национальном масштабе. Однако его применимость в образовательных контекстах, отличных от американской системы высшего образования, до сих пор вызывает вопросы. В статье представлены базовые предпосылки данного подхода, история его развития и распространения в мире, а также границы применимости для оценки качества высшего образования. Особое внимание уделено опыту использования подхода в российских вузах и его ограничениям в силу особенностей национального контекста. В данной статье впервые обобщаются результаты российских исследований студенческой вовлеченности, на основании которых можно сделать выводы о применимости подхода в отечественной системе высшего образования. Кроме того, в работе представлены выводы о возможностях сопоставления результатов измерения студенческой вовлеченности между университетами и странами в разные периоды времени. В заключении даются практические рекомендации использования подхода для решения разных университетских задач. Статья будет полезна руководителям вузов для выстраивания эффективной образовательной политики, преподавателям - для развития преподавательских практик и совершенствования работы со студентами, исследователям - для ознакомления с ландшафтом работ о студенческой вовлеченности и поиска перспективного направления для будущих исследований.
The article aims at presenting the experience of using the student engagement approach, which was developed on the basis of ideas of A. Astin, R. Pace, G. Kuh, P. Ewell, E. Pascarella, P. Terenzini, to assess the quality of education in Russian universities. This approach was originally implemented in the US higher education system at the end of the XX century. Due to its simplicity and relatively low costs demanded, as well as the possibility to develop effective specific recommendations for improving the educational process, this approach came to be further applied in other countries by single universities and even at national level. However, its applicability in the systems different from the US higher education is still questionable. The article presents the basic assumptions of this approach, the history of its development and spread across the world, and its potential for assessing the quality of higher education. The author pays particular attention to the implementation of the approach in Russian universities and its limitations due to peculiarities of national context. This paper is the first to summarize the results of Russian research on student engagement. It becomes possible to make certain conclusions about the applicability of this approach to the Russian system of higher education. Moreover, the author draws conclusions on the potential to compare student engagement data collected during different time intervals in different institutions and countries. Finally, the article gives practical recommendations on how to use this approach when solving different university problems. The paper is intended for university administrators to develop effective educational policy, for professors to improve teaching practices and student-faculty interaction, for researchers to understand the landscape of studies on student engagement and to distinguish promising directions for future investigations.
Ключевые слова: STUDENT ENGAGEMENT
HIGHER EDUCATION QUALITY ASSESSMENT
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
EDUCATIONAL CONTEXT
TEACHING PRACTICES
RUSSIAN UNIVERSITIES
СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129541
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 54223039
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2023.02.012
Сведения о поддержке: Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Support from the Basic Research Program of the National Research University Higher School of Economics is gratefully acknowledged.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_2_006.pdf780,11 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons