Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129540
Название: Престиж университетского преподавателя в России: историческая ретроспектива и современное состояние
Другие названия: Prestige of a University Teacher in Russia: Historical Retrospective and Current State
Авторы: Ефимова, Г. З.
Грибовский, М. В.
Efimova, G. Z.
Gribovskiy, M. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Ефимова Г. З. Престиж университетского преподавателя в России: историческая ретроспектива и современное состояние / Г. З. Ефимова, М. В. Грибовский // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 2. — С. 30-44.
Аннотация: Статья посвящена исторической ретроспективе профессионального престижа университетского преподавателя в России и критериям оценки его современного состояния. Цели исследования: установить «слагаемые» престижа профессии в предыдущие исторические эпохи и выявить отношение современных преподавателей к своей профессии с точки зрения их представлений об эволюции степени ее престижа. Исследование имеет междисциплинарный характер. Исторический аспект представлен нарративом, отражающим ретроспективу университетской истории имперского, советского и постсоветского периодов. Социологический блок реализован с использованием метода полуформализованного экспертного интервью с научно-педагогическими работниками шести российских университетов (N = 120, 2019-2021). Информанты разделены на возрастные группы - младшего (до 35 лет), зрелого (36-50 лет) и старшего поколения (от 51 года). В статье делается вывод о высоком престиже профессии университетского сотрудника в имперский и советский периоды. Изучение работ отечественных и зарубежных ученых показывает, что в современных исследованиях преобладает мнение о кризисе профессии вузовского преподавателя. Наибольший урон профессиональному престижу высшей школы в России нанес кризис 1990-х гг. Сравнивая состояние профессионального престижа сейчас и в первое постсоветское десятилетие, информанты различных возрастных групп используют негативные коннотации. Представители старшего поколения, характеризуя социальный статус преподавателя, обозначают его более высокий престиж в прошлом. Младшее поколение преподавателей склонно воспринимать современные профессиональные реалии как должное. Две трети респондентов, признавая наличие слабых сторон в социальном статусе вузовского преподавателя, дают общую высокую оценку респектабельности профессии. На снижение престижа профессии, по мнению информантов, влияют индивидуальные особенности преподавателя, его материальное обеспечение и уровень финансирования отрасли, загруженность аудиторными занятиями, отсутствие времени на полноценную включенность в научные исследования, потребительское отношение студентов к образовательному процессу. Вместе с тем отмечено несколько идеализированное восприятие информантами образа преподавателя зарубежных вузов. Практическое применение результатов статьи возможно органами власти с целью принятия конкретных мер, ориентированных на рост престижа вузовского преподавателя, а также вузами для реализации кадровой политики.
The article studies the historical retrospective of the professional prestige of a university teacher in Russia and the criteria for assessing its current state. The study aims at finding out the «components» of the prestige of the profession in previous historical eras and at identifying modern teachers' attitude to their profession in terms of their ideas about the evolution of the degree of its prestige. Within this interdisciplinary research, the historical aspect is represented by a narrative, which reflects a retrospective of the university history of the imperial, Soviet, and post-Soviet periods. The sociological aspect implies the method of semi-formalized expert interviews with 120 scientific and pedagogical workers of six Russian universities (2019-2021). The informants are divided into age groups: younger (35 and less years old), mature (36-50 years old), and older generation (51 and more years old). The authors come to the conclusion that the profession of a university teacher in the imperial and Soviet periods was of high prestige. The study of the works of Russian and foreign scholars shows that today there prevails the opinion about the crisis of this profession. The crisis of the 1990s caused the greatest damage to the professional prestige of higher education in Russia. The informants of different age groups compare the state of professional prestige in the first post-Soviet decade and now not in favor of the latter. When characterizing the social status of a teacher, the representatives of the older generation indicate the higher prestige of this profession in the past. The younger generation of teachers tends to take modern professional realities for granted. Two-thirds of the respondents, admitting the weaknesses in a university teacher's social status, highly assess the respectability of the profession in general. According to the informants' opinion, the prestige of being a university professor is decreasing because of the teacher's individual characteristics, his/her financial state (and the level of financing in this sphere), in-class overwork, lacking time for full involvement in scientific research, and the students' consumer attitude to the educational process. At the same time, there was noted the informants' somewhat idealized perception of a teacher's image in foreign universities. The results of our investigation might be applied by the authorities in order to take specific measures aimed at increasing the prestige of a university teacher. The research might be also of use for the universities' implementation of personnel policy.
Ключевые слова: PROFESSION PRESTIGE
SOCIAL PRESTIGE
SOCIAL STATUS OF A TEACHER
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
UNIVERSITY
ACADEMIC STAFF
TEACHING STAFF
HISTORY OF HIGHER EDUCATION
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
УНИВЕРСИТЕТ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129540
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 54223038
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2023.02.011
Сведения о поддержке: Грант Российского научного фонда (№ 19–18–00485) «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (проект завершен в 2021 г.). Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета (Приоритет-2030), проект № НУ 2.0.5.22 МЛ.
The publication is performed under the support of the Russian Science Foundation (RFBR) in the framework of the project No 19-18-00485 «The Human Dimension of the Transformation Processes of Russian Universities: Historical Experience, Trends and Responses to the Contemporary Challenges». This study was supported by the Tomsk State University Development Programme (Priority-2030), project НУ 2.0.5.22 МЛ.
Карточка проекта РНФ: 19–18–00485
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_2_005.pdf873,49 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons