Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128650
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorМакаров, Д. И.ru
dc.contributor.authorMakarov, D. I.en
dc.date.accessioned2023-12-27T08:37:28Z-
dc.date.available2023-12-27T08:37:28Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationМакаров Д. И. От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72) / Д. И. Макаров // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2023. — Вып. 51. — С. 374-392.ru
dc.identifier.issn2687-0398online
dc.identifier.issn0320-4472print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/128650-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 30.06.2023. Принята к печати: 12.10.2023.ru
dc.descriptionSubmitted: 30.06.2023. Accepted: 12.10.2023.en
dc.description.abstractВизантийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный » образ жизни. Незадолго до Метохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.ru
dc.description.abstractIn Ch. 67–72 of his Sententious Notes, Byzantine fourteenth-century scholar Theodore Metochites developed a rather traditional Neoplatonic doctrine on the ascension towards the contemplation of the One Beginning of all the beings as the aim of that contemplative life which had to be led by philosophers and scientists (geometers, mechanics, and architects featuring among the latter). The naming of the One, i. e. the Single in its kind, goes back to Proclus’ Commentary on Plato’s Timaeus, while revealing also some parallels with Plotinus’ Enneads (6. 9. 5). According to Metochites, philosophers and scientists were those leading the highest (according to Aristotle), i. e. contemplative way of life, who present themselves as a paragon for politicians, the goal of the latter being by having acquired themselves the contemplation of the One to lead their subjects to the same “place,” through summoning them to virtue and unanimity. As for politicians, they live a middle, “moderately passionate” life, as Georges Pachymeres had underlined a bit earlier than Metochites. However, the Megas Logothete’s ontology of politics in general is rather unambiguously antique in its character, whereas he specially underlines that political as such is a part and parcel of being as a fundamental and all-embracing whole. This antique character of Metochites’ doctrine makes itself manifest in a rather untypical for a Byzantine thinker lack of Christocentrism as well as of any attention at the theological component of Byzantine world outlook.en
dc.description.sponsorshipИсследование проведено при поддержке гранта Президента РФ для ведущих научных школ РФ, проект № НШ‑1548.2022.2 «Поздняя Византия: политические и социокультурные вызовы и ответы на них».ru
dc.description.sponsorshipThis study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh‑1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofАнтичная древность и средние века. 2023. Вып. 51ru
dc.subjectПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯru
dc.subjectФЕОДОР МЕТОХИТru
dc.subjectПЛОТИНru
dc.subjectПРОКЛru
dc.subjectГЕОРГИЙ ПАХИМЕРru
dc.subjectСОЗЕРЦАНИЕ ЕДИНОГОru
dc.subjectОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИКИru
dc.subjectLATE BYZANTIUMen
dc.subjectTHEODORE METOCHITESen
dc.subjectPLOTINUSen
dc.subjectPROCLUSen
dc.subjectGEORGES PACHYMERESen
dc.subjectTHE CONTEMPLATION OF THE ONEen
dc.subjectONTOLOGY OF THE POLITICen
dc.titleОт созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72)ru
dc.title.alternativeFrom the Contemplation of the One to the Ontology of Politics: The Doctrine of Unanimity in Theodore Metochites’ Sententious Notes, Ch. 67–72en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=59739376-
dc.identifier.doi10.15826/adsv.2023.51.021-
dc.identifier.scopus85182623549-
local.contributor.employeeМакаров, Дмитрий Игоревичru
local.description.firstpage374-
local.description.lastpage392-
local.identifier.eid2-s2.0-85182623549-
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-51-21.pdf906,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.