Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128581
Название: Неизвестные молитвы из древнерусской пергаменной Псалтыри студийской эпохи
Другие названия: Unknown Prayers from the Old Russian Parchment Psalter of the Studite Era
Авторы: Щепёткин, А.
Shchepetkin, А.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Щепёткин А. Неизвестные молитвы из древнерусской пергаменной Псалтыри студийской эпохи / А. Щепёткин // Quaestio Rossica. — 2023. — Т. 11, № 4. — С. 1357-1370.
Аннотация: Рассматривается набор молитв в древнерусских псалтырях студийской эпохи (до начала XV в.). Псалтыри данного периода отличались пестрым многообразием молитв по кафизмам (в отличие от современной Псалтири с фиксированным набором). Этого материала касались дореволюционные исследователи (архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), В. Погорелов), а также современные ученые (Г. Р. Парпулов и священник Илия Шугаев), однако в большинстве случаев рассматривалась лишь часть содержания древнерусских псалтырей. Многие древнерусские молитвы этого времени до сих пор остаются неизученными и неопубликованными. Предлагаемая статья посвящена пергаменной рукописи Типографского собрания № 28 (сер. XIV в.), хранящейся в РГАДА. Набор молитв данной Псалтыри рассматривается на фоне широкого круга древнерусских псалтырей, часословов и богослужебных сборников. Из 17 молитв данной рукописи лишь три находятся ныне в богослужебном употреблении, еще три довольно типичны для древнерусских псалтирей и часословов, еще четыре встречаются реже. Остальные являются либо очень редкими, либо (частично или полностью) уникальными. Пять из 17 молитв находятся в составе ранних печатных изданий Псалтыри (1632 и 1636 гг.). Для некоторых из них известен греческий оригинал (в частности, две взяты из «Пандект» монаха Антиоха), остальные, вероятно, являются творением славянского автора. Публикуемые тексты четырех молитв из данной рукописи (по 9‑й, 11‑й, 18‑й и 20‑й кафизмам) вводятся в научный оборот впервые. Молитвы разнообразны по выражаемой патетике: от покаяния до похвалы, с ярко представленной дидактикой. Автор рукописи профессионально цитирует Библию и Триодь (молитва по 11‑й кафизме), передает «рыдающие» интонации причитания (молитва по 18‑й кафизме).
This article examines the specifics of the set of prayers in the Old Russian psalters of the Studite era (before the early fifteenth century). The psalters of this period were distinguished by a wide variety of prayers after cathismata (in contrast to the modern psalters with a fixed set of prayers). Pre-revolutionary researchers, such as archimandrite Amphilochius (Sergievsky-Kazantsev) and V. Pogorelov and modern scholars G. R. Parpulov and priest Ilia Shugaev, examined the issue. However, most of these researchers considered not all but only part of the Old Russian psalters. Since many Old Russian prayers remain unexplored and unpublished, this issue is still relevant for scholarship. This article is devoted to the parchment manuscript of the Typographic Collection No. 28 (mid-fourteenth century) kept in the Russian State Archive of Ancient Acts. The set of prayers of this psalter is considered against the background of a wide range of Old Russian psalters, horologia, and liturgical collections. The manuscript contains 17 prayers. Only three prayers are now in liturgical use; three prayers are typical of Old Russian psalters and horologia; four prayers are less common and can only be found in some cases. The rest are either rare or (partially or completely) unique. Five of these 17 prayers make part of the early printed editions of the Psalter (1632 and 1636). The Greek original of some prayers is known (in particular, two prayers originate from Pandektos by monk Antiochus), while some of the rest may be the creation of a Slavic author. The published text of four prayers from this manuscript (after cathismata 9, 11, 18, and 20) has never been examined previously. In terms of their message, the prayers are diverse as their tone varies from repentance to praise, with a pronounced didactic note. The author skillfully and professionally quotes the Bible and the Triodion (prayer after cathisma 11) and conveys the “sobbing” intonations of lamentation (prayer after cathisma 18).
Ключевые слова: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДРЕВНЕРУССКИЕ ПСАЛТЫРИ
ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
КЕЛЕЙНЫЕ МОЛИТВЫ
OLD RUSSIAN LITERATURE
OLD RUSSIAN PSALTERS
OLD RUSSIAN WORSHIP
PRIVATE PRAYERS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128581
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58802298
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2023.4.852
Источники: Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2023_15.pdf387,81 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.