Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128416
Название: Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством
Другие названия: Organization and Self-Organization in Managing Student Science and Scientific Mentoring
Авторы: Кеммет, Е. В.
Kemmet, E. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Кеммет Е. В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством / Е. В. Кеммет // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2023. — Т. 29, № 4. — С. 231-247.
Аннотация: В статье рассматриваются организация и самоорганизация как принципы управления студенческой наукой и научным наставничеством в вузе. Студенческая наука и научное наставничество трактуются как два взаимосвязанных вида деятельности студентов и преподавателей-наставников. Показано, что управление ими предполагает, с одной стороны, организационные формы, с другой — процессы самоорганизации. Цель статьи состоит в выявлении значения принципов организации и самоорганизации для университетского управления студенческой наукой и научным наставничеством. Задачами являются обобщение вузовских практик организации студенческой науки и связанных с ними практик научного наставничества, а также характеристика проявлений самоорганизации в деятельности студентов-исследователей и их научных наставников. Эмпирической основой статьи являются результаты исследования, реализованного в 2023 г. с помощью методов систематического анализа литературы, всероссийского опроса студентов (n = 3032). На основе результатов систематического обзора выделены пять организационных форм студенческой науки и соответствующие им практики научного наставничества. Данные опроса показывают равное значение организационного начала и самоорганизации в развитии студенческой науки и научного наставничества в российских университетах. Подчеркивается важность программ научного наставничества, которые способствуют самоорганизации и инициативности студентов в научном плане. Практическое значение исследования заключается в обосновании важности совмещения организационного и самоорганизационного подходов в управлении студенческой наукой, которое повышает продуктивность исследовательской деятельности студентов и их научных наставников.
The article examines organization and self organization as two principles of managing student science and scientific mentoring in a university. Student science and scientific mentoring are treated as two interrelated activities involving students and mentor instructors. It is demonstrated that their management relies on both organizational forms and processes of self organization. The aim of the article is to uncover the significance of organizational and self organizational principles for university management in student science and scientific mentoring. The tasks involve summarizing university practices of organizing student science and related scientific mentoring practices, as well as characterizing manifestations of self organization in the activities of student researchers and their scientific mentors. The empirical basis of the article comprises the results of a study carried out in 2023 using methods of systematic literature analysis, a nationwide student survey (n = 3032). Based on the results of the systematic review, five organizational forms of student science are identified, each associated with corresponding scientific mentoring practices. The equal importance of organizational and self organizational aspects in the development of student science and scientific mentoring in Russian universities is substantiated. The significance of mentoring programs is emphasized, as they contribute to students’ self-organization and initiative in the realm of scientific endeavors. The practical value of the research lies in advocating the integration of organizational and self organizational approaches in managing student science, which enhances the productivity of both student researchers and their scientific mentors.
Ключевые слова: СТУДЕНТЫ
НАУЧНЫЕ НАСТАВНИКИ
НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ УПРАВЛЕНИИ
STUDENTS
SCIENTIFIC MENTORS
SCIENTIFIC MENTORING
STUDENT SCIENCE
STUDENT SCIENCE MANAGEMENT
ORGANIZATION AND SELF-ORGANIZATION IN UNIVERSITY MANAGEMENT
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128416
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=54976703
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2023.29.4.080
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/).
The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (№ 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/).
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2023-4-21.pdf727,5 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.