Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128024
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorКокшаров, В. А.ru
dc.contributor.authorАгарков, Г. А.ru
dc.contributor.authorМельник, А. Д.ru
dc.contributor.authorKoksharov, V. A.en
dc.contributor.authorAgarkov, G. A.en
dc.contributor.authorMelnik, A. D.en
dc.date.accessioned2023-11-15T09:23:31Z-
dc.date.available2023-11-15T09:23:31Z-
dc.date.issued2022-
dc.identifier.citationКокшаров В. А. Университетский и региональный ландшафт российской аспирантуры, финансовые траектории обучающихся / В. А. Кокшаров, Г. А. Агарков, А. Д. Мельник // Экономика региона. — 2022. — Том 18, выпуск 4. — С. 1089-1104.ru
dc.identifier.issn2411-1406online
dc.identifier.issn2072-6414print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/128024-
dc.description.abstractВедущую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны и активного наращивания человеческого капитала путем непрерывного воспроизводства передового знания в форме исследований и разработок для промышленности играет подготовка нового поколения аспирантов. Актуальными являются исследовательские вопросы: в широком контексте - какова динамика развития российской аспирантуры в регионах и, в частности, - насколько благополучны аспиранты, чтобы успешно реализовывать свои образовательные траектории (трудоустроены ли, имеют ли в этом потребность) и какова специфика образовательной мобильности с целью получения высшей квалификации. Научный интерес представляет изучение развития аспирантуры с учетом распределения ресурсов (финансовых, интеллектуальных) по регионам, а также их концентрации в вузах, способных на генерацию прорывных идей, технологий в российской науке. Они выступают центрами притяжения проактивной молодежи в регион. Для обработки информации применены методы вторичного анализа данных, сопоставления, классификации, инфографики. Проанализированы базы мониторинга эффективности вузов РФ 2014-2020 гг., результаты социологических исследований аспирантов 2017-2020 гг. ведущего российского вуза. Предложена карта концентрации аспирантов в отдельных регионах с учетом численности и притока / оттока. Центрами притяжения аспирантов, помимо столичных регионов (их доля в общей численности - 47,9 %), являются Республика Татарстан (3,2 %), Томская область (2,4 %), Свердловская область (2,1 %), где расположены ведущие российские вузы. В топ 7 регионов входят Белгородская (доля аспирантов - 2,7 %) и Ростовская области (2,4 %) с сильными научно-исследовательским и федеральным университетами. Даже в регионах, привлекающих большое количество обучающихся, наблюдается их недофинансирование в процессе обучения (85 % совмещают работу и обучение), растет отток в зарубежные вузы. Результаты могут быть использованы для совершенствования принципов развития аспирантуры и механизмов поддержки аспирантов в ведущих и иных региональных вузах с целью устойчивого развития территорий.ru
dc.description.abstractTraining of a new generation of graduate students plays a key role in ensuring a country’s sustainable socio-economic development and active enhancement of human capital by continuous reproduction of cutting-edge knowledge in the form of research and development (R&D) for industry. In this context, it becomes important to examine the development dynamics of doctoral studies in Russian regions, as well as the graduate students’ financial well-being affecting their educational mobility and general opportunities to receive education (in particular, necessity of employment). The development of doctoral studies is analysed taking into account the distribution of resources (financial, intellectual) by regions and universities. The study also considers the concentration of resources in Russian universities capable of generating breakthrough ideas and technologies, which can be seen as centres of attraction for proactive youth. The methods of secondary data analysis, comparison, classification, and infographics were applied to process information. Such data as the monitoring of the effectiveness of Russian universities in 2014-2020 and sociological surveys of graduate students of a leading Russian university for 2017-2020 were analysed. As a result, the study presents a map showing the concentration of graduate students in certain regions, which takes into consideration their number, inflow and outflow. In addition to the capital regions (their share is 47.9 %), the Republic of Tatarstan (3.2 %), Tomsk oblast (2.4 %) and Sverdlovsk oblast (2.1 %), where leading Russian universities are located, were revealed to be the centres for attraction of graduate students. The top 7 regions also include Belgorod (the share of graduate students is 2.7 %) and Rostov oblasts (2.4 %) characterised by the presence of strong research and federal universities. However, due to the lack of funding (85 % of graduate students have to combine work and studies), the outflow to foreign universities is increasing even in the regions that attract a large number of scholars. The obtained findings can be used to improve the mechanisms for supporting graduate students in order to contribute to sustainable development of regions.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».ru
dc.description.sponsorshipThe article has been prepared with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the development program of the Ural Federal University as part of the strategic academic leadership program «Priority 2030».en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherInstitute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciencesen
dc.publisherИнститут экономики Уральского отделения РАНru
dc.relation.ispartofЭкономика региона. 2022. Том 18, выпуск 4ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectАСПИРАНТУРАru
dc.subjectЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫru
dc.subjectФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫru
dc.subjectФИНАНСОВЫЕ ТРАЕКТОРИИru
dc.subjectБЛАГОПОЛУЧИЕ АСПИРАНТОВru
dc.subjectИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫru
dc.subjectЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕГИОНАru
dc.subjectDOCTORAL STUDIESen
dc.subjectHUMAN RESOURCESen
dc.subjectFINANCIAL RESOURCESen
dc.subjectFINANCIAL TRAJECTORIESen
dc.subjectWELL-BEING OF GRADUATE STUDENTSen
dc.subjectRESEARCH UNIVERSITIESen
dc.subjectREGIONAL HUMAN CAPITALen
dc.titleУниверситетский и региональный ландшафт российской аспирантуры, финансовые траектории обучающихсяru
dc.title.alternativeUniversity and Regional Landscape of Doctoral Studies in Russia: Financial Trajectories of Graduate Studentsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsi50168395-
dc.identifier.doi10.17059/ekon.reg.2022-4-9-
dc.identifier.scopus85146859912-
local.description.firstpage1089-
local.description.lastpage1104-
local.issue4-
local.volume18-
dc.identifier.wos000980027700009-
local.identifier.pure33738458-
Располагается в коллекциях:Economy of Regions

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2022_18_4_011.pdf1,13 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons