Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128010
Название: Оценка развития конкуренции на региональных рынках финансовых услуг
Другие названия: Assessment of the Development of Competition in Regional Financial Services Markets
Авторы: Горбова, О. Ю.
Перфильев, С. В.
Gorbova, O. Yu.
Perfilev, S. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Библиографическое описание: Горбова О. Ю. Оценка развития конкуренции на региональных рынках финансовых услуг / О. Ю. Горбова, С. В. Перфильев // Экономика региона. — 2022. — Том 18, выпуск 3. — С. 926-942.
Аннотация: Внедряемые повсеместно (в том числе в сфере финансовых услуг) конкурентные механизмы требуют измерения и оценки уровня конкуренции. Применяемые сегодня на практике методики основаны, как правило, на расчете показателей, характеризующих уровень концентрации рынка. При этом в расчет не принимаются оценки развития конкуренции самими потребителями услуг в лице населения и бизнеса. В рамках работы авторами предложена методика оценки уровня конкуренции, учитывающая, в частности, и мнение потребителей. Методика состоит в расчете балльной оценки, носящей накопительный характер. При этом балльные оценки рассчитываются по группе так называемых объективных факторов развития конкуренции (не зависящих от субъективного мнения потребителя) и группе субъективных оценок результатов ее развития со стороны потребителей. Исходные данные для расчета «субъективной» составляющей получены на основе опросов населения и бизнеса. Оценка «объективных» факторов построена на материалах Банка России и информации, публикуемой в открытых источниках (финансовые отчеты кредитных организаций, статистические базы Росстата и пр.). Методика апробирована на ряде региональных финансовых рынков: банковских услуг, услуг микрофинансовых организаций, страхования. Полученные оценки позволяют отнести исследуемый рынок к одной из трех категорий: рынок с развитой конкуренцией, рынок с недостаточно развитой конкуренцией и рынок с неразвитой конкуренцией. Полученные результаты расчета показывают, что рынок услуг страхования в половине анализируемых регионов можно отнести к рынку с развитой конкуренцией, остальные - к рынку с недостаточно развитой конкуренцией. Результаты применения методики позволяют проводить сравнительный анализ как отдельных рынков по уровню развития конкуренции, так и развития конкуренции в регионах в целом, а также анализировать факторы развития конкуренции. Кроме того, появляется возможность сопоставления «объективной» конкуренции и результатов развития конкуренции, отмечаемой потребителями услуг.
Widely introduced competitive mechanisms (including in the financial services sector) require an assessment and measurement of the level of competition. Nowadays, the methods applied in practice are usually based on the calculation of indicators characterising market concentration. Simultaneously, little attention is paid to how consumers of services (represented by the population and business) assess the development of competition. Thus, the article presents a methodology for assessing the level of competition, which considers, among other things, the opinion of consumers. The methodology calculates a cumulative point score according to two groups of factors. The first group includes the so-called objective factors of competition development (independent of subjective opinion of consumers), while the other group presents subjective consumer assessments. The initial data for calculating the subjective component was gathered from population and business surveys. The assessment of objective factors is based on the materials of the Bank of Russia, as well as information published in open sources (financial reports of credit institutions, statistical databases of the Federal State Statistics Service, etc.). The proposed methodology was tested on various of regional financial markets: banking services, services of microfinance organisations, insurance. According to the obtained estimates, the examined markets can fall into one of three categories, namely, a market with developed competition, a market with insufficiently developed competition or a market with undeveloped competition. The calculation results show that the insurance market can be considered a market with developed competition in half of the analysed regions; the rest belongs to the category of markets with insufficiently developed competition. Based on the findings, it is possible to conduct a comparative analysis of the development of competition for individual markets and regions in general, as well as to examine relevant factors. In addition, objective competition and the development of competition noted by consumers of services can be compared.
Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
КОНКУРЕНЦИЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ РЕГИОНОВ
МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНЦИИ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
ДОВЕРИЕ К ФИНАНСОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
БАЛЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ
КАТЕГОРИИ РЫНКОВ ПО УРОВНЮ КОНКУРЕНЦИИ
REGIONAL FINANCIAL MARKETS
COMPETITION IN REGIONAL FINANCIAL MARKETS
COMPETITION MONITORING
SATISFACTION WITH FINANCIAL SERVICES
DEMAND FOR FINANCIAL SERVICES
TRUST IN FINANCIAL INSTITUTIONS
METHODOLOGY FOR ASSESSING COMPETITION
FACTORS OF DEVELOPMENT OF COMPETITION
COMPETITION SCORES
MARKET CATEGORIES BY THE LEVEL OF COMPETITION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128010
Условия доступа: info:eu-repo/semantics/openAccess
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 49753607
Идентификатор SCOPUS: 85141394147
Идентификатор WOS: 000979820800021
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-21
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Рязанской области (по заказу Министерства промышленности и экономического развития Рязанской области, государственный контракт № 0859200001120009218).
The article has been prepared within the framework of monitoring the state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Ryazan region (by order of the Ministry of Industry and Economic Development of the Ryazan region, state contract No. 0859200001120009218).
Источники: Экономика региона. 2022. Том 18, выпуск 3
Располагается в коллекциях:Economy of Regions

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2022_18_3_023.pdf734,07 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons