Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127920
Название: От Викрам-самват к Нанакшахи-самат. Эволюция и реформирование индийских календарей
Другие названия: From Vikram Samvat to Nanakshahi Samat. Evolution and Reforms of the Indians Calendars
Авторы: Котин, И. Ю.
Kotin, I. Yu.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Котин И. Ю. От Викрам-самват к Нанакшахи-самат. Эволюция и реформирование индийских календарей / И. Ю. Котин // Уральское востоковедение : международный альманах. — Екатеринбург : [Изд-во Урал. ун-та], 2023. — Вып. 13: Образы Иного: ориентализмы и оксидентализмы во взаимодействии Востока и Запада. — С. 141-154.
Аннотация: Индийские календари, как и индийская культура, обладают значительной степенью преемственности от древнейших к современным. Многие индийские традиционные календари – лунные, но с элементами лунно-солнечного календаря, с большинством праздников, отмечаемых по лунному календарю, но с несколькими священными днями, фиксированными относительно дат астрономического года и связанными с солнечным годовым циклом. При этом названия месяцев в этих календарях совпадают или перекликаются с названиями лунно-солнечного древнеиндийского календаря, бытовавшего в северной Индии. Остается дискуссионным вопрос о происхождении индийского календаря, точнее – календарей. Уже в хараппскую эпоху, вероятно, в Индии сложились представления о длительности месяца согласно фазам лунного цикла, о двухнедельном периоде, как половине лунного месяца, о длительности солнечного года, определяемого как «путь» Солнца через двенадцать созвездий, о соотношения солнечного года и двенадцати лунных месяцев путем вставки в тот или иной месяц дополнительных дней, а раз в несколько лет – дополнительных месяцев. Тогда же, вероятно, уже существовало или было сформулировано индийское представление о шести временах года, в каждом из которых по два месяца. Запутанность системы местных календарей и их привязанность к религиозным традициям той или иной формы индуизма в единой и светской Индии виделась неприемлемой руководству Индии независимой. Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру поручил правительству страны создать специальную комиссию по упорядочению календаря. Возглавил ее работу выдающийся индийский астроном Мегханад Саха. Это гражданский календарь, чье действие не распространяется на религиозные праздники индийцев. Относительно недавнее явление - другая реформа календаря, предложенная канадским сикхом Пал Сингхом Пуревалом для нужд сикхов и призванная служить именно религиозным нуждам сикхов. Этот календарь получил название календаря Нанакшахи. В статье рассмотрены как особенности развития индийских календарей, так и попытки их реформирования.
Indian calendars and Indian culture preserve significant level of connection between its past and present forms. Many traditional calendars of India are lunar ones, others are mixed ones with many festivals celebrated by lunar dates, but some having fixed position in solar calendar. Both lunar and solar calendars all over India have similar names originated from the old Indo-Arian month names. Tradition of division of the year into seasons and months possibly derives its roots in India from the Harappan times. The concept of time and calendar in India has similarities all over India, but initial starts of the year and the era are different all over India. As the result civil calendar of Professor Saha was introduced in independent India. It does not cover religious festivals. The Nanakshahi of the Sikhs, on the opposite, is an attempt of the reformation or the introduction of the religious calendar to cover the religious needs of the Sikhs. In the article both evolution of Indian calendars and attempts of the reforms of calendars are discussed.
Ключевые слова: ИНДИЯ
КАЛЕНДАРЬ
ВИКРАМ-САМВАТ
НАНАКШАХИ-САМАТ
INDIA
CALENDAR
VIKRAM SAMVAT
NANAKSHAHI SAMAT
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127920
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=54811670
ISSN: 2309-8325
2782-280X
DOI: 10.15826/usos.2023.13.14
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в Санкт-Петербургском университете в рамках работы над проектом «Календарные праздники Древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов Древнего мира» (грант РНФ, №19-18-00085).
Карточка проекта РНФ: 19-18-00085
Источники: Уральское востоковедение. Вып. 13
Располагается в коллекциях:Уральское востоковедение (Ural Survey of Oriental Studies)

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
uv13_2022_14.pdf697,64 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.