Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.urfu.ru/handle/10995/127741
Название: | Общественные научные коммуникации как социальный феномен |
Другие названия: | Public Scientific Communications as a Social Phenomenon |
Авторы: | Трефилов, К. П. Trefilov, K. |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Трефилов К. П. Общественные научные коммуникации как социальный феномен / К. П. Трефилов // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 271-275. |
Аннотация: | Статья посвящена общественным научным коммуникациям (ОНК) как социальному феномену. В ней раскрывается проблема ограниченности научных коммуникаций, развивающихся исключительно внутри академического сообщества как вид профессионального общения. В таких коммуникациях научное знание не выходит за пределы профессионального сообщества, а научные достижения не могут быть оценены и признаны широкой общественностью. Данное обстоятельство негативно сказывается на уровне научной грамотности населения и качестве его человеческого капитала. Актуальность темы статьи обусловлена расширением в современном обществе практик популяризации научного знания за счет публичной активности ученых, педагогов, журналистов, университетов, академических институтов, просветительских общественных организаций. В статье дается трактовка понятия ОНК как процесса диссеминации научного знания в неакадемической среде с целью его понимания и использования неспециалистами. Показано, что развитие ОНК происходит в контексте изменяющегося мира науки – в условиях появления «открытой науки» (Open Science), разрушения «академического монастыря», гибридизации и медиатизации института науки и др., трансформации науки как общественной идеологии (сциентизация, десциентизация, антисциентизация общества), появления и диффузии «научных страхов». Практическая значимость исследования связана с развитием социологического знания об ОНК. Полученные результаты могут быть использованы как теоретический для дальнейших исследований в данной области. Кроме того, они будут полезны для выявления и разрешения противоречий развития ОНК, поиска способов повышения продуктивности ОНК в образовательной среде. The article is devoted to public scientific communications (PSC) as a social phenomenon. It reveals the problem of limited scientific communications that develop exclusively within the academic community as a type of professional communication. In such communications, scientific knowledge does not go beyond the professional community, and scientific achievements cannot be evaluated and recognized by the general public. This circumstance negatively affects the level of scientific literacy of the population and the quality of its human capital. The relevance of the topic of the article is due to the expansion in modern society of the practice of popularizing scientific knowledge through the public activity of scientists, teachers, journalists, universities, academic institutions, educational public organizations. The article gives an interpretation of the concept of PSC as a process of dissemination of scientific knowledge in a non-academic environment with the aim of understanding and using it by non-specialists. It is shown that the development of the PSC takes place in the context of the changing world of science -in the context of the emergence of «Open Science», the destruction of the «academic monastery», the hybridization and mediatization of the institute of science, etc., the transformation of science as a social ideology (scientization, descentization, anti-scientization society), the emergence and diffusion of «scientific fears». The practical significance of the study is related to the development of sociological knowledge about the PSC. The results obtained can be used as theoretical for further research in this area. In addition, they will be useful for identifying and resolving contradictions in the development of the PSC, finding ways to increase the productivity of PSC in the educational environment. |
Ключевые слова: | ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАУЧНЫЕ КОММУНИКАТОРЫ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ PUBLIC SCIENTIFIC COMMUNICATIONS SCIENTIFIC COMMUNICATORS SCIENTIFIC KNOWLEDGE POPULARIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/127741 |
Конференция/семинар: | Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность» |
Дата конференции/семинара: | 17.03.2023–18.03.2023 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766071 |
ISBN: | 978-5-7996-3722-4 |
Источники: | XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023 |
Располагается в коллекциях: | Уральские социологические чтения |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
978-5-7996-3722-4_2023_62.pdf | 268,6 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.