Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127736
Title: Методологические и методические аспекты изучения трансформации воспитательной функции в профессиональных образовательных организациях: первые результаты
Other Titles: Methodological and Methodical Aspects of Research the Transformation of Educational Function in Professional Educational Organizations: First Results
Authors: Немировский, М. В.
Nemirovskiy, M.
Issue Date: 2023
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Немировский М. В. Методологические и методические аспекты изучения трансформации воспитательной функции в профессиональных образовательных организациях: первые результаты / М. В. Немировский // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 255-260.
Abstract: В статье рассматривается результаты апробации инструментария эмпирического исследования значения различных форм капитала преподавателей профессиональных образовательных организаций для реализации воспитательной функции во взаимодействии со студентами. Методология исследования базируется на применении теоретической концепции капиталов П. Бурдье к реализации воспитательной функции в профессиональных образовательных организациях. В качестве методов исследования использовались социографический метод, метод коллажа, групповой дискуссии с последующим контент-и смысловым анализом, полученных результатов. Выбор указанных методов обусловлен, во-первых, слабой разработанностью исследуемой проблемы, во-вторых, ограничениями, накладываемыми традиционными опросными методами. В качестве респондентов апробации выступили студенты первого курса ВУЗа. В апробации приняли участие две группы студентов. Размер групп составил 23 и 20 человек. В результате апробации было выявлено, что референтной группой для студентов выступают индивиды с высоким уровнем культурного, символического и экономического капиталов. В рамках групповой дискуссии студенты в первую очередь отметили политиков и бизнесменов, как представителей референтной группы. Мнения студентов относительно преподавателей, как представителей референтной для них группы, разделились. Итогом групповой дискуссии стало заключение о том, что преподаватели могут быть людьми, оказывающими или могущими оказать на них наибольшее влияние. Однако сформулировать условия, при которых преподаватели могут выступать референтной группой для студентов в процессе групповой дискуссии выявить не удалось. Что указывает о необходимости доработки инструментария. Проведенная апробация инструментария позволила сделать выводы о целесообразности дальнейшего использования вышеуказанных методов (с некоторой доработкой) для проведения эмпирического исследования трансформации воспитательной функции в системе среднего профессионального образования. Полученные в результате апробации данные послужили основой для разработки гайда групповой дискуссии (фокус-группы) и анкетного опроса студентов учреждений среднего профессионального образования.
The article discusses the results of testing the tools of empirical research of the importance of various forms of capital of teachers of professional educational organizations for the implementation of educational functions in interaction with students. The methodology of the research is based on the application of the 259 theoretical concept of P. Bourdieu's capitals to the implementation of the educational function in professional educational organizations. Sociographic method, collage method, group discussion with subsequent content and semantic analysis of the obtained results were used as research methods. The choice of these methods is due, firstly, to the weak development of the problem under study, and secondly, to the limitations imposed by traditional survey methods. The respondents of the approbation were first–year students at the university. Two groups of students took part in the approbation. The size of the groups was 23 and 20 people. As a result of the approbation, it was revealed that the reference group for students is individuals with a high level of cultural, symbolic and economic capital. In the framework of the group discussion, the students first noted politicians and businessmen as representatives of the reference group. The opinions of students regarding teachers, as representatives of the reference group for them, were divided. The result of the group discussion was the conclusion that teachers can be the people who have or can have the greatest influence on them. However, it was not possible to formulate the conditions under which teachers can act as a reference group for students in the process of group discussion. Which indicates the need to refine the tools. The testing of the tools made it possible to draw conclusions about the expediency of further use of the above methods (with some refinement) for conducting an empirical study of the transformation of the educational function in the system of secondary vocational education. The data obtained because of the approbation will be used to develop a group discussion (focus group) guide and a questionnaire survey of students of secondary vocational education institutions.
Keywords: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
СТУДЕНТЫ
ФОРМЫ КАПИТАЛА
СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
МЕТОД КОЛЛАЖА
СОЦИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
EDUCATIONAL FUNCTION
TEACHERS
STUDENTS
FORMS OF CAPITAL
SYMBOLIC CAPITAL
COLLAGE METHOD
SOCIOGRAPHIC METHOD
GROUP DISCUSSION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127736
Conference name: Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность»
Conference date: 17.03.2023–18.03.2023
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766067
ISBN: 978-5-7996-3722-4
Origin: XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023
Appears in Collections:Уральские социологические чтения

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
978-5-7996-3722-4_2023_58.pdf282,99 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.