Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/127725
Full metadata record
DC Field | Value | Language |
---|---|---|
dc.contributor.author | Амбарова, П. А. | ru |
dc.contributor.author | Ambarova, P. | en |
dc.date.accessioned | 2023-10-30T08:10:07Z | - |
dc.date.available | 2023-10-30T08:10:07Z | - |
dc.date.issued | 2023 | - |
dc.identifier.citation | Амбарова П. А. Традиционные и современные модели научного наставничества над студентами / П. А. Амбарова // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 208-212. | ru |
dc.identifier.isbn | 978-5-7996-3722-4 | - |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/127725 | - |
dc.description.abstract | В публикации ставится вопрос о необходимости трансформации модели взаимодействия научно-педагогических работников и студентов в сфере научно-исследовательской деятельности. Традиционная модель научного руководства НИРС потеряла свой потенциал. Новые модели либо не известны в российских вузах, либо не могут эффективно развиваться в современных академических условиях. На сегодняшний день в большинстве российских вузов отсутствуют институциональные модели научного наставничества, а вовлечение студентов в НИР обеспечивается традиционными практиками, сохранившимися еще со времени советской высшей школы. Некоторые из этих практик сохраняют свою продуктивность, но используются инициативно, без организационной поддержки и не воспроизводятся с уходом конкретного преподавателя или ученого. Цель статьи – дать характеристику современным моделям научного наставничества над студентами в бакалавриате и магистратуре и определить условия успешного их внедрения в современную университетскую практику организации студенческой науки. Эмпирической базой публикации являются результаты систематического обзора зарубежной и российской научной литературы по исследуемой проблеме, а также материалы кейсов использования современных практик научного наставничества в зарубежных и отечественных университетах. Новизна исследования заключается в определении современного содержания понятия научного наставничества над студентами и обобщении опыта зарубежных вузов и российских вузов по разработке и внедрению новых моделей научного наставничества, неотрефлексированных в научных исследованиях. Основные результаты исследования, представленные в публикации: 1. Характеристика понятия научного наставничества (research mentoring) как научно-образовательного института, формы взаимодействия в ролевой диаде «ментор – студент» (mentor – mentee), а также системы их повседневных практик, обеспечивающих креативную среду для реализации и накопления человеческого капитала как наставников, так и студентов. 2. Типология моделей взаимодействия студентов и научных наставников по различным основаниям (степени формализации и регулярности взаимодействия, инициативности и автономности субъектов взаимодействия и др.) с описанием условий их эффективности. 3. Содержательная характеристика современных моделей научного наставничества с описанием их особенностей и лучших практик реализации в зарубежных и отечественных вузах. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оценки и совершенствования практик научного наставничества в современных российских вузах. | ru |
dc.description.abstract | The publication raises the question of the need to transform the model of interaction between scientific and pedagogical workers and students in the field of research activities. The traditional model of scientific leadership of the NIRS has lost its potential. New models are either not known in Russian universities, or they cannot develop effectively in modern academic conditions. To date, most Russian universities lack institutional models of scientific mentoring, and the involvement of students in research is provided by traditional practices that have been preserved since the Soviet higher school. Some of these practices retain their productivity, but are used proactively, without organizational support and are not reproduced with the departure of a particular teacher or scientist. The purpose of the article is to characterize modern models of scientific mentoring of undergraduate and graduate students and to determine the conditions for their successful implementation in modern university practice of student science organization. The empirical basis of the publication is the results of a systematic review of foreign and Russian scientific literature on the problem under study, as well as case studies of the use of modern scientific mentoring practices in foreign and domestic universities. The novelty of the research lies in the definition of the modern content of the concept of scientific mentoring over students and generalization of the experience of foreign universities and Russian universities in the development and implementation of new models of scientific mentoring, unreflexed in scientific research. The main results of the study presented in the publication: 1. Characteristics of the concept of scientific mentoring as a scientific and educational institution, forms of interaction in the mentor-student role dyad, as well as systems of their daily practices that provide a creative environment for the realization and accumulation of human capital for both mentors and students. 2. Typology of models of interaction between students and scientific mentors on various grounds (degree of formalization and regularity of interaction, initiative and autonomy of subjects of interaction, etc.) with a description of the conditions of their effectiveness. 3. Substantive characteristics of modern models of scientific mentoring with a description of their features and best practices of implementation in foreign and domestic universities. The practical significance of the research lies in the possibility of using its results to evaluate and improve the practices of scientific mentoring in modern Russian universities. | en |
dc.description.sponsorship | Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28 01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/. | ru |
dc.description.sponsorship | The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 23-2801291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/ | en |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Издательство Уральского университета | ru |
dc.relation.ispartof | XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023 | ru |
dc.subject | НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО | ru |
dc.subject | СТУДЕНТЫ | ru |
dc.subject | НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО | ru |
dc.subject | МОДЕЛИ НАУЧНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА | ru |
dc.subject | SCIENTIFIC MENTORING | en |
dc.subject | RESEARCH MENTORING | en |
dc.subject | STUDENTS | en |
dc.subject | SCIENTIFIC LEADERSHIP | en |
dc.subject | MODELS OF SCIENTIFIC MENTORING | en |
dc.title | Традиционные и современные модели научного наставничества над студентами | ru |
dc.title.alternative | Traditional and Modern Models of Scientific Mentoring of Students | en |
dc.type | Conference Paper | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/conferenceObject | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/submittedVersion | en |
dc.conference.name | Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность» | ru |
dc.conference.date | 17.03.2023–18.03.2023 | - |
dc.identifier.rsi | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766057 | - |
local.contributor.employee | Амбарова, Полина Анатольевна | ru |
local.description.firstpage | 208 | - |
local.description.lastpage | 212 | - |
local.fund.rsf | 23-28-01291 | - |
Appears in Collections: | Уральские социологические чтения |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
978-5-7996-3722-4_2023_48.pdf | 264,15 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.