Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127314
Название: Песни о Свердловске 1940—1960-х гг. в контексте формирования образа места
Другие названия: Songs about the City of Sverdlovsk (1940s—1960s) in the Context of the Formation of the Image of Place
Авторы: Литовская, М. А.
Litovskaya, M. А.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Литовская М. А. Песни о Свердловске 1940—1960-х гг. в контексте формирования образа места / М. А. Литовская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 3. — С. 23-37.
Аннотация: В статье рассматриваются тексты песен о Свердловске, созданные во второй половине 1940—1960-х гг., с целью проанализировать формирование и закрепление в них образа города. К 1940-м гг. в литературе сложился устойчивый образ Свердловска — крупного центра индустриализации, соцгорода, обладающего самобытной историей, рожденного «из воли Урала, труда и энергии» (В. Маяковский). В 1940-е гг. окончательно оформился образ города — «кладовой», «арсенала», «крепости» — одним словом, «опоры» государства. В 1948 г. были написаны в разных стилевых регистрах три песни о городе Н. Куштума, К. Мурзиди и Е. Ружанского. Все они транслировали «государственную» точку зрения, делая акцент на формировании у аудитории чувства гордости своим местом жительства и трудовым вкладом горожан в развитие страны. Создаваясь как потенциально массовые, эти песни массовыми не стали. Одной из причин этого, видимо, было то, что у жителей Свердловска существовал другой образ города — бывшего Екатеринбурга, центра своего края, многоукладного, со специфическим бытом. Этот образ был сформирован в том числе художественными текстами о Свердловске. В 1960-е гг. в песнях О. Гаджикасимова / Б. Карамышева и Г. Варшавского / Е. Родыгина пафос государственной значимости сменяется на лирический, что воплощается в фабульных моделях «возвращение в город юности» и «прогулка по городу». Эклектичная образность первой песни лишила ее содержание необходимой универсальности. «Свердловский вальс» — подчеркнуто «простая», но при этом новаторская по содержанию песня — опирается на повседневный позитивный опыт слушателя. В тексте присутствуют важные «свердловские» знаки, показывающие, что песню писал житель этого города. В песне отсутствуют драматизм и ирония, авторы подчеркивают скрытую поэзию непоказной городской жизни. Образ мира, материализованный в песнях периода «оттепели», оказался более эффективным, потому что авторы отказались от создания образа Свердловска с общеизвестными и неспецифичными чертами «опоры» государства, которыми надо гордиться. Воображаемое превращение города в место, которое сможет, благодаря имеющимся в его распоряжении скромным ресурсам, предоставить человеку психологический комфорт — чувство удовлетворения от причастности к Свердловску, создание общего эмоционально-ценностного фона, объединяющего горожан, оказалось более привлекательным.
This article examines the lyrics of songs about Sverdlovsk created in the second half of the 1940s—1960s, to analyze the formation and consolidation of the image of the city in the context of the literature about Sverdlovsk of this period. By the 1940s, a stable image of Sverdlovsk had developed in literature as a major center of industrialization, a socialist city with an original history born “from the will of the Urals, labor and energy” (V. Mayakovsky). In the 1940s, the image of the city finally took shape — the “pantry”, “arsenal”, “fortress” — in a word, the “pillar” of the state. In 1948, three songs about the city were written in different stylistic registers by N. Kushtum, K. Murzidi, and E. Ruzhansky. All of them conveyed the “state” point of view emphasizing the formation of the audience’s sense of pride in their place of residence and in the population labor contribution to the development of the country. Nevertheless, being created as intended for the masses, these songs never became mass. One of the reasons for this, apparently, was that the inhabitants of Sverdlovsk had a different idea of their city — the former Ekaterinburg, the center of the region with a specific way of life. This image was formed, among other things, by literary texts about Sverdlovsk. In the 1960s, in the songs of O. Gadzhikasimov / B. Karamyshev and G. Varshavsky / E. Rodygin, the tone changes to lyrical, embodied in plot models of “returning to the city of youth” and “walking around the city”. The eclectic imagery of the first song deprived its content of the necessary universality. Sverdlovsk Waltz is emphatically “simple”, but at the same time innovative in content. The song is based on the everyday positive experience of the listener. The text contains important “Sverdlovsk” signs, demonstrating that the song was written by a resident of this city. The song lacks drama and irony, and the authors emphasize the hidden poetry of unostentatious city life. The image of the world materialized in the songs of the “Thaw” period, turned out to be effective, because the authors refused to create the image of a city with wellknown and non-specific features of the “support” of the state, which their listeners should be proud of. The imaginary transformation of the city into a place that can, thanks to the resources at its disposal, provide a person with psychological comfort — the feeling of satisfaction from belonging to the city, the creation of a common emotional and value background that unites the townspeople, turned out to be more attractive.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА УРАЛА
ОБРАЗ ГОРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОБРАЗ СВЕРДЛОВСКА В ИСКУССТВЕ
МАССОВАЯ ПЕСНЯ
LITERATURE OF THE MID-TWENTIETH CENTURY
LITERATURE OF THE URALS
IMAGE OF THE CITY IN FICTION
IMAGE OF SVERDLOVSK IN ART
MASS SONG
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127314
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54678620
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.3.040
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-3-02.pdf527,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.