Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/126758
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Кияшко, Я. | ru |
dc.contributor.author | Клейтман, А. | ru |
dc.contributor.author | Kiyashko, Ya. | en |
dc.contributor.author | Kleitman, А. | en |
dc.date.accessioned | 2023-10-02T07:39:37Z | - |
dc.date.available | 2023-10-02T07:39:37Z | - |
dc.date.issued | 2023 | - |
dc.identifier.citation | Кияшко Я. История строительства первого Волго-Донского канала Петра Великого / Я. Кияшко, А. Клейтман // Quaestio Rossica. — 2023. — Т. 11, № 3. — С. 805-820. | ru |
dc.identifier.issn | 2311-911X | |
dc.identifier.issn | 2313-6871 | online |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/126758 | - |
dc.description | The article was submitted on 28.01.2023. | en |
dc.description.abstract | Исследуется история строительства судоходного канала, посредством которого планировалось соединить Волгу и Дон через их притоки Камышинку и Иловлю в 1697-1698 гг. Цель работы - восстановить историю первого проекта Петра Великого по модернизации транспортной инфраструктуры страны, проанализировать его в контексте событий начального этапа Петровской эпохи. Источниками для исследования послужили карты и планы местности, материалы приказного делопроизводства - как опубликованные ранее, так и впервые вводимые в научный оборот документы из фондов РГАДА, а также результаты археологических разведок, проведенных на объекте культурного наследия «Селимов вал» в поселке Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. Как показало проведенное исследование, в 1697-1698 гг. в междуречье Камышинки и Иловли под контролем Б. А. Голицына и Е. И. Украинцова, под непосредственным руководством князя А. Ф. Шаховского по проекту инженера Я. Брёккеля велось строительство сооружения, которое должно было выполнять одновременно фортификационные и гидротехнические функции. Петр I придавал большое значение данному проекту, неоднократно обсуждал его с европейскими государственными деятелями и учеными во время Великого посольства. Строительные работы на Камышинке велись силами посошных людей, набранных в посадах и уездах поволжских городов. Заготовка леса осуществлялась по р. Суре в Алаторском и Ядринском уездах. К концу 1697 г. было создано фортификационное сооружение в месте максимального сближения Камышинки и Иловли, остатки земляных укреплений которого прекрасно сохранились до настоящего времени. Однако построить судоходный канал не удалось. Получив известие о бегстве за границу автора первого проекта Я. Брёккеля зимой 1698 г., Петр I и другие члены Великого посольства стали искать и приглашать на службу специалистов по строительству судоходных каналов - «слюзных мастеров». Таким образом, первая неудачная попытка соединить Волгу и Дон послужила причиной последующего пристального внимания царя к теоретическим и практическим вопросам строительства судоходных каналов как самостоятельного направления науки и техники. | ru |
dc.description.abstract | This article studies the history behind the construction of a navigable canal meant to connect the Volga and the Don through their tributaries, the Kamyshinka and the Ilovlya, in 1697-1698. The authors aim to clarify the history of the first project of Peter the Great to modernise the country’s transport infrastructure and analyse it in the context of the events of the initial stage of the Petrine era. The study refers to maps and plans of the area, materials of office work - documents that both have been previously published and are introduced into scholarly circulation for the first time and come from the funds of the Russian State Archive of Ancient Acts, as well as the results of archaeological exploration carried out at the Selimov Val cultural heritage site in the village of Petrov Val in Kamyshin district of Volgograd Region. The study demonstrates that the period of 1697-1698 saw the construction of a structure meant to perform both fortification and hydraulic functions in the interfluve of the Kamyshinka and the Ilovlya. B. A. Golitsyn and E. I. Ukraintsоv controlled the construction, while Prince A. F. Shakhovsky directly supervised it. The project was authored by engineer J. Bröckell, and Peter I attached great importance to it, repeatedly discussing it with European statesmen and scientists during the Great Embassy. Pososhniye lyudi (people in sokha-based military service) were recruited in the settlements and districts of the Volga cities and did the construction work on the Kamyshinka. Logging was carried out along the River Sura in Alatorsky and Yadrinsky uyezds. By the end of 1697, a fortification was built where the Kamyshinka and the Ilovlya were closest to each other, the remains of the fortification perfectly preserved to this day. However, it turned out impossible to build a navigable canal. Having received news of the departure of J. Bröckell, the author of the first project, from the country in the winter of 1698, Peter I and other members of the Great Embassy began to look for and invite “sluice masters”, i. e. specialists in the construction of navigable canals. Thus, the first unsuccessful attempt to connect the Volga and the Don was why the tsar paid close attention to the theoretical and practical issues of building navigable canals as a significant area of science and technology. | en |
dc.description.sponsorship | Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках реализации гранта РНФ «Канал Камышинка - Иловля (Волга - Дон) как памятник науки и техники и объект культурного наследия Петровской эпохи» (проект № 22-28-20016). | ru |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Уральский федеральный университет | ru |
dc.relation | info:eu-repo/grantAgreement/RSF//22-28-20016 | en |
dc.relation.ispartof | Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 3 | en |
dc.subject | УРАЛ | ru |
dc.subject | ЕКАТЕРИНБУРГ | ru |
dc.subject | ТАТИЩЕВ В. Н. | ru |
dc.subject | ССЫЛЬНЫЕ | ru |
dc.subject | ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | ru |
dc.subject | ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ | ru |
dc.subject | URALS | en |
dc.subject | YEKATERINBURG | en |
dc.subject | VASILY TATISHCHEV | en |
dc.subject | EXILES | en |
dc.subject | LITERACY TRAINING | en |
dc.subject | PRIVATE SCHOOLS | en |
dc.title | История строительства первого Волго-Донского канала Петра Великого | ru |
dc.title.alternative | The Construction of the First Volga-Don Canal of Peter the Great | en |
dc.type | Article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.identifier.rsi | https://elibrary.ru/item.asp?id=54624901 | - |
dc.identifier.doi | 10.15826/qr.2023.3.819 | - |
local.description.firstpage | 805 | - |
local.description.lastpage | 820 | - |
local.fund.rsf | 22-28-20016 | - |
local.contributor | Кияшко, Яков Алексеевич | ru |
local.contributor | Клейтман, Александр Леонидович | ru |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_3_2023_05.pdf | 1,25 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.