Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/126705
Title: Типология младших школьников с выявленным отклонением в развитии и трудностями в обучении
Other Titles: Typology of Primary School Children with Identified Developmental Disability and Learning Difficulties
Authors: Токарева, Ю. А.
Волик, С. В.
Tokareva, Yu. A.
Volik, S. V.
Issue Date: 2023
Publisher: Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Citation: Токарева Ю. А. Типология младших школьников с выявленным отклонением в развитии и трудностями в обучении / Ю. А. Токарева, С. В. Волик // Lurian Journal. — 2023. — Vol. 4. Iss. 1. — P. 21–32.
Abstract: На современном этапе развития системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса наиболее актуальной становится задача своевременного диагностирования и выявления детей с проблемами в развитии, которые препятствуют освоению образовательной программы. По данным исследований, за последние десять лет количество младших школьников, не справляющихся с программой при сохранном интеллекте, неуклонно растет. В исследовании, направленном на выявление психологических особенностей детей с отклонениями в развитии, испытывающих трудности в обучении, приняли участие учащиеся младших классов средних школ Свердловской области в количестве 230 человек, из них 111 девочек (48 %) и 119 мальчиков (52 %). Основной методикой диагностики явился тест Тулуз-Пьерона, универсальный для психофизиологической оценки. Среди наиболее выраженных признаков минимальной мозговой дисфункции выделяются: недостатки сформированности памяти, мышления, произвольного внимания, повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость, двигательная неуправляемость, слабость саморегулирования. В результате проведенного исследования подтверждены гипотезы о том, что у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, в зависимости от выраженности типа, существуют особенности развития высших психических функций и характера поведения в процессе обучения, требующие специальных приемов контроля и оценки знаний учащихся.
At the present stage of the development of the system of psychological and pedagogical support for the subjects of the educational process, the goal of timely diagnosis and identification children with developmental problems that are the reason for the lack of the necessary psychological basis to master the educational program becomes the most urgent. According to research over the past 10 years, the number of primary school pupils who fail to cope with the program with preserved intelligence is steadily growing. The study aimed at identifying the psychological characteristics of children with developmental disabilities having learning problems involved 230 pupils of junior high school in the Sverdlovsk region, 111 of them girls (48 %) and 119 boys (52 %). The main diagnostic method was the Toulouse-Pieron test, universal for psychophysiological assessment. The most expressed signs of the minimal brain dysfunction are deficiencies in the formation of memory, thinking, voluntary attention, increased mental fatigue, distractibility, motor uncontrollability, weakness of self-regulation. As a result of the study hypotheses were confirmed that in children with the minimal brain dysfunctions, depending on the severity of the type, there are features of the development of the higher mental functions and the nature of behavior in the learning process that require special techniques for monitoring and evaluating pupils’ knowledge.
Keywords: МИНИМАЛЬНЫЕ МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
MINIMAL BRAIN DISFUNCTIONS
IMPAIRED MENTAL FUNCTION
PRIMARY SCHOOLCHILDREN
LEARNING DIFFICULTIES
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/126705
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=54520378
ISSN: 2712-8040
DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.1.2
Origin: Lurian Journal. 2023. Vol. 4. № 1
Appears in Collections:Lurian Journal

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
lj-1-2023-02.pdf661,63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.