Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/123673
Название: Человек и его имя в ойконимии и микротопонимии Южной Карелии
Другие названия: Man and his Name in Oikonymy and Microtoponymy of South Karelia
Авторы: Кузьмин, Д. В.
Kuzmin, D. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Кузьмин Д. В. Человек и его имя в ойконимии и микротопонимии Южной Карелии / Д. В. Кузьмин // Вопросы ономастики. — 2023. — Т. 20, № 2. — С. 58–102.
Аннотация: В статье рассматриваются антропонимы, засвидетельствованные в составе ойконимов и микротопонимов Южной (Олонецкой) Карелии, где преобладающее население в последние несколько столетий — носители ливвиковского наречия карельского языка. Основное внимание уделено ойконимическому материалу, поскольку в ливвиковском ареале, согласно статистике автора, более 60 % названий населенных пунктов имеют деантропонимное происхождение. В составе исследуемых ойконимов и микро топонимов автором выделены три основные группы именований человека: антропонимы прибалтийско-финского происхождения, нехристианские имена русского происхождения, христианские имена и их формы. В рамках первой группы особо отмечены имена, соответствующие древней прибалтийско-финской «фаунистической» традиции (д. Hukkal < Hukka ‘Волк’, д. Kurrenselgy < Kurgi ‘Журавль’ и др.); подробно рассмотрены имена, характеризующие человека с точки зрения физических данных, поведения, социального статуса (д. Keikkul <Keikku ‘Хромой’, д. Hörpäl < Hörppö ‘Болтун’, д. Herranselgy < Herra ‘Богач’ и др.); обращается внимание на антропонимы с негативной семантикой (д. Kel’l’ul < Kel’l’u ‘Подлец’, д. Tahtahal < Tahtas ‘Глупец’ и др.). В рамках второй группы на основе топонимов реконструируется ряд некогда бытовавших в Южной Карелии форм нехристианских имен русского происхождения (*Горб < д. Gorbal, *Ждан < д. Ždianu, *Рубец < д. Rubčoilu и др.). Основываясь на том, что у карел-ливвиков иногда фиксируется одновременно два «русских» имени, автор осторожно предполагает, что по крайней мере в XVI–XVII вв. существовала традиция давать ребенку двойное имя: и христианское календарное, и бытовое нехристианское русское. При анализе третьей группы, которая количественно доминирует, рассмотрены отраженные в топонимии региона редкие карельские формы христианских и мен, в том числе женских. В приложении приведены все формы христианских имен, реконструированные автором на основе ойконимии и микротопонимии Олонецкой Карелии.
The paper deals with the personal names attested as parts of oikonyms (settlement names) and microtoponyms of South (Olonets) Karelia where most of the population in the last few centuries speaks the Livvik dialect of the Karelian language. According to the author’s statistics, more than 60% of the settlement names in the Livvik area are of anthroponymic origin, which explains the focus of research. Based on the studied oikonyms and microtoponyms, the author identifi es three main groups of human naming: anthroponyms of Balto-Fennic origin, non-Christian names of Russian origin, Christian names and their forms. Within the first group, particular mention is made of the names that relate to the ancient Balto-Fennic “faunistic” tradition (village Hukkal < Hukka ‘Wolf’, village Kurrenselgy < Kurgi ‘Crane’, etc.); the names that characterize a person in terms of physical condition, behavior, social status (v. Keikkul <Keikku ‘Lame’, v. Hörpäl < Hörppö ‘Chatterbox’, v. Herranselgy < Herra ‘Rich Man’, etc.); personal names with negative semantics (v. Kel’l’ul < Kel’l’u ‘Scoundrel’, v. Tahtahal < Tahtas ‘Fool’, etc.). The second group includes a number of non-Christian names of Russian origin that once existed in South Karelia, reconstructed based on the toponymic material (*Gorb < v. Gorbal, *Zhdan < v. Ždianu, *Rubets < v. Rubčoilu, etc.). In some cases, Karelian Livviks could have two “Russian” names, from which the author carefully assumes that at least in the 16th–17th centuries, there was a tradition to give the child a double name: a Christian calendar name and an everyday non-Christian Russian name. The third largest group includes rare Karelian forms of Christian names, including female ones, refl ected in the toponymy of the region. The appendix lists all forms of Christian names reconstructed by the author based on oikonymy and microtoponymy of Olonets Karelia.
Ключевые слова: КАРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК
АНТРОПОНИМИЯ
ОЙКОНИМИЯ
МИКРОТОПОНИМИЯ
НЕХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА
ХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА
РУССКО-КАРЕЛЬСКИЕ КОНТАКТЫ
KARELIAN LANGUAGE
ANTHROPONYMY
OIKONYMY
MICROTOPONYMY
NON-CHRISTIAN NAMES
CHRISTIAN NAMES
RUSSIAN-KARELIAN CONTACTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/123673
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=54304677
ISSN: 1994-2400
1994-2451
DOI: 10.15826/vopr_onom.2023.20.2.016
Сведения о поддержке: Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания КарНЦ РАН (ИЯЛИ).
The publication was prepared as part of the state assignment of the Karelian Research Centre of the RAS (Institute of Language, Literature and History).
Источники: Вопросы ономастики. 2023. Том 20. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2023_2_03.pdf512,37 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.