Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/123443
Название: | Какой пространственный опыт отражает летописный «Путь из варяг в греки»: мореходный или сухопутный? |
Другие названия: | According to Chronicles, Did the “Route from the Varangians to the Greeks” Go by Sea or Overland? |
Авторы: | Козлов, С. А. Kozlov, S. A. |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Козлов С. А. Какой пространственный опыт отражает летописный «Путь из варяг в греки»: мореходный или сухопутный? / С. А. Козлов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 2. — С. 26-41. |
Аннотация: | Статья посвящена историко-географическому анализу хрестоматийного описания «Пути из варяг в греки» — стержневого ориентира в системе пространственных координат «Повести временных лет». Автор подвергает ревизии «ультрафилологические» подходы к этому описанию и космографическому введению «Повести временных лет» в целом как сугубо литературной (и рукописной) реальности и приводит аргументы в пользу реально географической основы пассажа о «Пути из варяг в греки». Вопреки традиционному историографическому представлению, схема отражает преимущественно не водный, а сухопутный маршрут, реально пройденный гипотетическим автором-составителем данного пассажа. На это указывает, во-первых, очевидный взгляд на «Путь из варяг в греки» «с суши» (волоки), а не «с реки / моря»; во-вторых, средневековое словоупотребление термина «волок» в значении сухопутного пути через обширное водораздельное пространство и одновременно о самом этом пространстве, что находит аналогии не только в древнерусских источниках, но и как минимум одном средневековом исландском тексте. Сопоставление строительной деятельности князя Всеволода Ярославича с его особым отношением к культу апостола Андрея позволило предположить, что автором описания «Пути из варяг в греки» был митрополит Ефрем Переяславский. Будучи человеком греческого происхождения, Ефрем вошел в близкий круг Всеволода Ярославича после его женитьбы на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Ефрем лично совершил путешествие по «Пути из варяг в греки» и оставил характерное для греческой (византийской) культуры его топографически детальное описание, выдающее наблюдение очевидца. Его задачей было «нормализовать» в соответствии с христианской космографией огромную территорию Руси, никогда не являвшейся частью универсального римско-имперского (а позднее христианского) порядка. This article deals with the historical and geographical analysis of the description of the “Route from the Varangians to the Greeks” — a key reference point in the system of spatial coordinates of the Primary Chronicle. The author reconsiders the “ultraphilological” approaches to this description and the cosmographic introduction of the Primary Chronicle as a purely literary (and manuscript) reality and argues in favor of the real geographical basis of the passage about the “Route from the Varangians to the Greeks”. Contrary to the traditional historiographical idea, the scheme mainly reflects not the water, but the overland route covered by the hypothetical author of this passage. Firstly, this is indicated by the obvious view of the “Route from the Varangians to the Greeks” “from land” (волоки), and not “from the river / sea”. Secondly, the medieval word usage of the term “волок” in the sense of a land route through a vast watershed space and at the same time about this space itself, which finds analogies not only in Old Russian sources but also in at least one medieval Icelandic text. The author draws a comparison of the building activity of prince Vsevolod Yaroslavich with his special attitude to the cult of Andrew the Apostle which makes it possible to assume that the author of the description of the “Route from the Varangians to the Greeks” was Metropolitan Ephrem of Pereyaslavl. Being of Greek origin, Ephrem entered the close circle of Vsevolod Yaroslavich after his marriage to the daughter of the Byzantine Emperor Constantine IX Monomachos. Ephrem personally made a journey along the “route from the Varangians to the Greeks” and left a topographically detailed description typical of Greek (Byzantine) culture, i.e. an eye-witness observation. In accordance with Christian cosmography, his task was to “normalize” the vast territory of Rus’ which had never been part of the universal Roman imperial (and later Christian) order. |
Ключевые слова: | КИЕВСКАЯ РУСЬ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ ДНЕПР KIEVAN RUS’ PRIMARY CHRONICLE ROUTE FROM VARANGIANS TO GREEKS DNIEPER |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/123443 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=54222043 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2023.25.2.021 |
Сведения о поддержке: | Статья выполнена при поддержке гранта Президента РФ № MK-623.2020.6 «Атлас пространственной связности начальной Руси: аналитическое картографирование и разработка гео-информационной системы». The paper was supported by the Russian Presidential grant MK-623.2020.6 for advanced young scholars “Atlas of Spatial Connectivity of Early Rus’: Analytical Mapping and Development of a Geo-Information System”. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2023-2-02.pdf | 191,49 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.