Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/123441
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorГордеева, Е. В.ru
dc.contributor.authorGordeeva, E . V.en
dc.date.accessioned2023-07-25T07:03:27Z-
dc.date.available2023-07-25T07:03:27Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationГордеева Е. В. Портрет с любимцем и портрет любимца в русской живописи XVIII — начала XX в. / Е. В. Гордеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 2. — С. 282-305.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/123441-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 28.06.2021. Принята к печати: 06.04.2023.ru
dc.descriptionSubmitted: 28.06.2021. Accepted: 06.04.2023.en
dc.description.abstractВ данной статье выделяются и рассматриваются два типа портретного жанра: портрет с любимцем и портрет любимца на примере русской живописи XVIII — начала XX в. Произведения такого рода не рассматривались в качестве самостоятельных иконографических групп, не прослеживались пути их развития, а также не отмечалась их несомненная связь и взаимовлияние. Между тем, это представляется важным с точки зрения исследования непосредственно анималистического жанра. В статье проводится анализ образа питомца-любимца, его интерпретаций и характеристик в портретной и анималистической живописи. Цель статьи — проследить эволюцию художественного воплощения домашних животных. Данная статья отражает начальный этап исследования темы и в большей мере только обозначает проблемы для дальнейшего изучения. В качестве основных автором статьи выбраны системный, иконографический, а также формально- стилистический методы анализа произведений отечественной живописи из музейных собраний. В результате определяются основные характеристики портрета с любимцем и портрета любимца. Прослеживается, что образы животных от более статичных и условных «трогательных» элементов в портрете с моделями в XIX — начале XX в. становятся персонажами, наделяются определенными характеристиками и вступают в эмоциональное взаимодействие со своим хозяином. Параллельно то же наблюдается и в анималистическом портрете питомца: от парадно-торжественной картины, иконографически следующей парадным светским портретам, где главная цель — запечатлеть внешний облик питомца, в конце XIX — начале XX в. в интерпретации образа питомца становится всё больше эмпатии, психологизма. Примечательно, что к началу XX в. портреты с питомцами появляются все чаще, а «дистанция» между человеком и животным значительно сокращается. При этом сам портрет питомца оказывается менее востребованным и трансформируется непосредственно в анималистический жанр.ru
dc.description.abstractThis article highlights and examines two types of portrait genre: portrait with a pet and portrait of a pet with reference to the Russian painting of the eighteenth — early twentieth centuries. So far, works of this kind have not been considered as specific iconographic groups, the ways of their development have not been traced, and their undoubted connection and mutual influence has not been noted. Meanwhile, it seems to be an important case for studying the animalistic genre. The article analyzes the image of a pet, its interpretations, and characteristics in portrait and animalistic painting. The purpose of this article is to trace the evolution of the depiction of pets. This article reflects the initial stage of research on this topic and to a considerable extent, only indicates some problems for further study. Methodologically, the author mostly employs systematic, iconographic, formal, and stylistic analyses of works of Russian painting from museum collections. As a result, the researcher determines the main characteristics of the portrait with a pet and portrait of a pet. The article demonstrates that in the nineteenth — early twentieth centuries, from a more static and conditional “touching” elements in the portrait with models, the images of animals become real characters endowed with certain characteristics involved in emotional interaction with their owner. Similarly, the same was observed in the animalistic portrait of a pet: from a ceremonial picture, iconographically close to secular portraits, where the main goal is to capture the appearance of a pet, in the late nineteenth — early twentieth centuries, there appeared more empathy and psychologism in the interpretation of the image of a pet. It is noteworthy that by the early twentieth century, portraits with pets were created more and more often, and the “distance” between the person and the animal was significantly reduced. At the same time, the portrait of the pet itself was in less demand and transformed into the animalistic genre as it is.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 2ru
dc.subjectПОРТРЕТru
dc.subjectАНИМАЛИСТИКАru
dc.subjectПИТОМЦЫru
dc.subjectОБРАЗ ЖИВОТНОГОru
dc.subjectИКОНОГРАФИЯru
dc.subjectЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРАru
dc.subjectPORTRAITen
dc.subjectANIMALISMen
dc.subjectPETSen
dc.subjectIMAGE OF AN ANIMALen
dc.subjectICONOGRAPHYen
dc.subjectGENRE EVOLUTIONen
dc.titleПортрет с любимцем и портрет любимца в русской живописи XVIII — начала XX в.ru
dc.title.alternativePortrait wit h a Pet and Portrait of a Pet in the Russian Painting of the 18th — Early 20th Centuriesen
dc.typeReviewen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/reviewen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=54222060-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2023.25.2.038-
local.description.firstpage282-
local.description.lastpage305-
local.contributorГордеева, Екатерина Вячеславовнаru
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2023-2-19.pdf5,27 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.