Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/123035
Название: Москва в восприятии старших сыновей Александра Второго
Другие названия: Moscow as Perceived by Alexander II’s Elder Sons
Авторы: Мелентьев, Ф. И.
Melentev, F.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Мелентьев Ф. И. Москва в восприятии старших сыновей Александра Второго / Ф. И. Мелентьев // Quaestio Rossica. — 2023. — Т. 11, № 2. — С. 457-472.
Аннотация: Исследуется отношение к Москве великих князей Николая и Александра (будущего императора Александра III). В историографии укоренилось мнение о том, что царь-миротворец как никто из правителей Российской империи любил древнюю столицу. Цель статьи – реконструировать отношение Александра III и его старшего брата к Москве, понять, почему оно возникло и как менялось с течением времени. Методология исследования учитывает разработки новой политической истории, истории повседневности и истории эмоций. Анализ неопубликованных писем, дневников и мемуаров современников, а также не введенных в научный оборот дневников великих князей и их переписки с Александром II, императрицей Марией Александровной, великими князьями Михаилом Николаевичем и Владимиром Александровичем позволяет утверждать, что теплые чувства к первопрестольной появились у старших сыновей царя-освободителя далеко не сразу. На формирование их отношения к древней столице повлияли приглашенные преподавать великим князьям профессора Московского университета (И. К. Бабст, К. П. Победоносцев, С. М. Соловьев), чтение московских консервативных периодических изданий, а также императрица Мария Александровна. В отличие от царицы, Александр II с подозрением относился к московской общественности, которая казалась ему недостаточно лояльной, и положительное отношение его сыновей к Москве не было чемто самим собой разумеющимся. Попытки повлиять на симпатии великих князей к древней столице преследовали цель не столько стимулировать у цесаревичей интерес к московским древностям, сколько сделать их сторонниками «народного самодержавия», а также приверженцами «национальной политики». Приписываемая Александру III фраза, что «Москва – храм России, а Кремль – ее алтарь» вызывает справедливые сомнения в авторстве самодержца.
This article examines the attitude to Moscow of Grand Princes Nicholas Alexandrovich and Alexander Alexandrovich; the latter became Emperor Alexander III afterwards. The opinion has taken root in historiography and become self-evident that the peacemaker tsar loved the ancient capital like no other ruler of the Russian Empire. The article aims to reconstruct the attitude of Alexander III and his elder brother to Moscow and understand why it arose and how it changed over time. The research methodology considers the achievements of the new political history, the history of everyday life, and the history of emotions. The article refers to unpublished letters, diaries, and memoirs of contemporaries, the grand princes’ diaries, and their correspondence with Alexander II, Empress Maria Alexandrovna, Grand Princes Mikhail Nikolaevich, and Vladimir Alexandrovich, which have not been introduced into scholarly circulation previously. The analysis makes it possible to assert that warm feelings for Mother See did not arise in the tsar-liberator’s eldest sons immediately. The formation of their attitude toward the ancient capital was influenced by professors of Moscow University invited to teach the Grand Princes, such as statistician I. K. Babst, lawyer K. P. Pobedonostsev, and historian S. M. Solovyov. Also, the princes were influenced by the conservative Moscow periodicals they read and Empress Maria Alexandrovna. Unlike the Tsarina, Alexander II was suspicious of the Moscow public, which seemed insufficiently loyal to him. Therefore, his sons’ positive attitude towards Moscow and its society was not something taken for granted. At the same time, attempts to influence the sympathies of the grand princes to the ancient capital pursued the goal not so much to stimulate the tsarevichs’ interest in Moscow antiquities as to make them supporters of “people’s autocracy”, as well as adherents of the “national policy”. In conclusion, the author analyzes the phrase attributed to Alexander III that “Moscow is the temple of Russia, and the Kremlin is its altar” providing arguments about the doubtfulness of its authorship.
Ключевые слова: МОСКВА
АЛЕКСАНДР III
ЦЕСАРЕВИЧ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ПОБЕДОНОСЦЕВ К. П.
MOSCOW
ALEXANDER III
TSAREVICH NICHOLAS ALEXANDROVICH
POBEDONOSTSEV K. P.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/123035
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54087124
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2023.2.799
Сведения о поддержке: Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Источники: Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2023_05.pdf371,42 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.