Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122372
Название: Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету
Другие названия: Global Transformation of Higher Education: From Traditional to Entrepreneurial University
Авторы: Юревич, М. А.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Юревич М. А. Глобальная трансформация высшего образования: от традиционного к предпринимательскому университету / М. А. Юревич // Journal of Applied Economic Research. — 2021. — Том 20. — № 3. — С. 560-581.
Аннотация: In the last few decades, there has been a radical change in the paradigm of universities - from organizations engaged in teaching and conducting basic research to institutions that actively interact with the real sector and commercialize the results of intellectual activity. In the scientific literature, this new model was called an «entrepreneurial university». The main hypothesis is the assumption that there is a global trend of turning traditional universities into entrepreneurial ones, as well as integral external drivers of this process. The purpose of this study is to describe the mechanisms of the university sector transformation in different countries, both at the national level and on the example of individual universities. The methodology of the work combines several research areas: a review of theoretical concepts of the university’s activity format evolution; the study of key state tools for the transformation of the university sector; a comparative analysis of statistical data illustrating the cooperation of university science with the business sector; consideration of illustrative examples or cases of university transformation into world-class entrepreneurial universities. The main results and conclusions include the following provisions. First, the deployment of multi-stage mechanisms for creating centers of technological growth of regional and sometimes national economies based on individual universities or their consortia has become a global practice. Secondly, statistical indicators show the existence of a noticeable trend of strengthening cooperation between private companies and universities in conducting R&D, which indicates a gradual reorientation of the latter towards solving applied research tasks that are in demand in the market. Thirdly, the process of universities transforming into entrepreneurial organizations can occur in various ways, but the vital factor is the presence of a real demand for the results of university research and development. The described cases can have practical application when drawing up a strategy for the transformation of Russian universities into entrepreneurial universities.
В последние несколько десятков лет наблюдается радикальная смена парадигмы деятельности университетов – от организаций, занимающихся обучением и проведением фундаментальных исследований, к учреждениям, которые активно взаимодействуют с реальным сектором и коммерциализируют результаты интеллектуальной деятельности. В научной литературе эта новая модель получила название «предпринимательского университета». Актуальность работы детерминируется постоянной реформаторской деятельностью российских властей в отношении сектора высшего образования, что нередко связывается с задачей трансплантировать зарубежные модели организации этого сектора. Цель данного исследования состоит в описании механизмов трансформации университетского сектора в разных странах мира как на национальном уровне, так и на примере отдельных вузов. Гипотеза заключается в предположении, что существуют глобальная тенденция превращения традиционных университетов в предпринимательские, а также неотъемлемые внешние драйверы этого процесса. Методология работы сочетает в себе несколько зон исследования: обзор теоретических концепций эволюции формата деятельности университета; изучение ключевых государственных инструментов трансформации университетского сектора; компаративный анализ статистических данных, иллюстрирующих сотрудничество университетской науки с предпринимательским сектором; рассмотрение показательных примеров или кейсов превращения вузов в предпринимательские университеты мирового класса. К основным результатам и выводам можно отнести следующие положения. Во-первых, общемировой практикой стало развертывание многоступенчатых механизмов создания очагов технологического роста региональной, а иногда и национальной экономик именно на базе отдельных вузов или их консорциумов. Во-вторых, статистические индикаторы указывают на существование достаточно заметного тренда укрепления сотрудничества частных компаний и вузов при проведении НИОКР, что говорит о постепенной переориентации последних на решение прикладных исследовательских задач, имеющих рыночную востребованность. В-третьих, процесс трансформации вуза в предпринимательский университет может происходить различными путями, но витальным фактором является наличие реального спроса на результаты университетских НИОКР. Описанные кейсы могут иметь практическое применение при составлении стратегии трансформации российских вузов в предпринимательские университеты.
В последние несколько десятков лет наблюдается радикальная смена парадигмы деятельности университетов – от организаций, занимающихся обучением и проведением фундаментальных исследований, к учреждениям, которые активно взаимодействуют с реальным сектором и коммерциализируют результаты интеллектуальной деятельности. В научной литературе эта новая модель получила название «предпринимательского университета». Актуальность работы детерминируется постоянной реформаторской деятельностью российских властей в отношении сектора высшего образования, что нередко связывается с задачей трансплантировать зарубежные модели организации этого сектора. Цель данного исследования состоит в описании механизмов трансформации университетского сектора в разных странах мира как на национальном уровне, так и на примере отдельных вузов. Гипотеза заключается в предположении, что существуют глобальная тенденция превращения традиционных университетов в предпринимательские, а также неотъемлемые внешние драйверы этого процесса. Методология работы сочетает в себе несколько зон исследования: обзор теоретических концепций эволюции формата деятельности университета; изучение ключевых государственных инструментов трансформации университетского сектора; компаративный анализ статистических данных, иллюстрирующих сотрудничество университетской науки с предпринимательским сектором; рассмотрение показательных примеров или кейсов превращения вузов в предпринимательские университеты мирового класса. К основным результатам и выводам можно отнести следующие положения. Во-первых, общемировой практикой стало развертывание многоступенчатых механизмов создания очагов технологического роста региональной, а иногда и национальной экономик именно на базе отдельных вузов или их консорциумов. Во-вторых, статистические индикаторы указывают на существование достаточно заметного тренда укрепления сотрудничества частных компаний и вузов при проведении НИОКР, что говорит о постепенной переориентации последних на решение прикладных исследовательских задач, имеющих рыночную востребованность. В-третьих, процесс трансформации вуза в предпринимательский университет может происходить различными путями, но витальным фактором является наличие реального спроса на результаты университетских НИОКР. Описанные кейсы могут иметь практическое применение при составлении стратегии трансформации российских вузов в предпринимательские университеты.
Ключевые слова: ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY
TRIPLE HELIX MODEL
THIRD MISSION OF THE UNIVERSITY
NATIONAL INNOVATION SYSTEM
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
"ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ"
"ТРЕТЬЯ МИССИЯ" УНИВЕРСИТЕТА
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122372
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 46619076
ISSN: 2712-7435
DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.3.022
Сведения о поддержке: The study was conducted with the financial support of the Government of the Russian Federation to the Financial University for 2021 on the topic «Directions of modernization of the Russian university system taking into account the requests of the real sector of the economy and global technological trends».
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства РФ Финансовому университету на 2021 г. по теме «Направления модернизации российской университетской системы с учетом запросов реального сектора экономики и мировых технологических трендов».
Источники: Journal of Applied Economic Research. 2021. Vol. 20. № 3
Располагается в коллекциях:Journal of Applied Economic Research

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jaer_2021_20_3_009.pdf1,14 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons