Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122356
Название: Оценка фискальной и социальной эффективности реформирования индивидуального подоходного налогообложения в России
Другие названия: Fiscal and Social Effectiveness Assessment of the Personal Income Tax Reform in Russia
Авторы: Балацкий, Е. В.
Екимова, Н. А.
Balatsky, E. V.
Ekimova, N. A.
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Балацкий Е. В. Оценка фискальной и социальной эффективности реформирования индивидуального подоходного налогообложения в России / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Journal of Applied Economic Research. — 2021. — Том 20. — № 2. — С. 175-193.
Аннотация: The reform of personal income tax (PIT) that began in 2021, consisting in the introduction of a progressive scale with a rate of 15 % on incomes of over 5 million rubles a year instead of the previously established 13 %, assumes a preliminary economic assessment. The purpose of the article is to develop and test analytical coefficients for assessing the fiscal and social effectiveness of the income tax reform. For this purpose, global (macroeconomic) and local (industry-level, project-level) performance indicators are introduced. As a global fiscal efficiency measure, it is proposed to use the ratio of additional budget revenue generated by the introduction of a progressive personal income tax scale to public expenditures (the expenditure part of the consolidated budget). If the received amount of additional budget revenue from the introduction of the progressive personal income tax scale is more than 1 % of gross domestic product (GDP), then the reform has the property of global fiscal efficiency; otherwise, the fiscal effect of the re-form is considered insignificant. Similarly, the concept of a global indicator of social efficiency is introduced in the form of the share of the change in the coefficient of funds before and after the tax reform to the original value of the coefficient of funds. Then the following heuristic rule can be used: if the coefficient of funds after the introduction of the progressive personal income tax scale changes by more than 25 % compared to its value before the reform, then the tax reform itself has the property of global social efficiency; otherwise, the social effect of the reform is considered insignificant. If the additional revenue received thanks to the reform makes it possible to multiply the socially significant areas of the national project «Healthсare», then the reform has the property of local social and fiscal efficiency. The calculations carried out using data from the international database World Inequality Database allowed us to make the following conclusions. The initiated personal income tax reform does not have the properties of global fiscal and social efficiency, but it is important for the fundamental acceleration of the national project «Healthсare». This allows us to speak about its local social and fiscal efficiency. The proposed analytical tools can be used in the system of state regulation in the design of tax reforms.
Начатая в 2021 г. реформа индивидуального подоходного налога (налога на доходы на физических лиц – НДФЛ), состоящая во введении прогрессивной шкалы со ставкой в 15 % на доходы россиян свыше 5 млн руб. в год вместо установленных ранее 13 %, предполагает предварительную экономическую оценку. Цель статьи состоит в разработке и апробации аналитических коэффициентов для оценки фискальной и социальной эффективности реформы подоходного налогообложения. Проверяется работоспособность гипотезы «расщепления» фискального и социального эффекта от налоговой реформы на глобальную и локальную составляющие. Для этого вводятся глобальные (макроэкономические) и локальные (отраслевые, проектные) индикаторы эффективности. В качестве глобальной фискальной эффективности предлагается использовать отношение дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ к государственным расходам (расходная часть консолидированного бюджета). Если полученная величина дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ больше 1 % валового внутреннего продукта (ВВП), то проводимая реформа обладает свойством глобальной фискальной эффективности; в противном случае фискальный эффект от реформы считается незначительным. Аналогичным образом вводится понятие глобального индикатора социальной эффективности в виде доли величины изменения коэффициента фондов до и после налоговой реформы к изначальной величине коэффициента фондов. Тогда можно пользоваться следующим эвристическим правилом: если коэффициент фондов после введения прогрессивной шкалы НДФЛ изменяется больше чем на 25 % по сравнению с его величиной до проведения реформы, то и сама налоговая реформа обладает свойством глобальной социальной эффективности; в противном случае социальный эффект от реформы считается незначительным. Если же полученный дополнительный доход от реформы позволяет кратно увеличить социально значимые направления национального проекта «Здравоохранение», то реформа обладает свойством локальной социальной и фискальной эффективности. Проведенные расчеты с использованием данных международной базы World Inequality Database позволили сделать следующие выводы. Начатая реформа НДФЛ не обладает свойствами глобальной фискальной и социальной эффективности, но имеет значение для принципиального ускорения национального проекта «Здравоохранение», что позволяет говорить о ее локальной социальной и фискальной эффективности. Предложенный аналитический инструментарий может быть использован в системе государственного регулирования при проектировании налоговых реформ. Обосновывается тезис о плодотворности маркирования налоговых поступлений для контроля их последующего целевого расходования.
Начатая в 2021 г. реформа индивидуального подоходного налога (налога на доходы на физических лиц – НДФЛ), состоящая во введении прогрессивной шкалы со ставкой в 15 % на доходы россиян свыше 5 млн руб. в год вместо установленных ранее 13 %, предполагает предварительную экономическую оценку. Цель статьи состоит в разработке и апробации аналитических коэффициентов для оценки фискальной и социальной эффективности реформы подоходного налогообложения. Проверяется работоспособность гипотезы «расщепления» фискального и социального эффекта от налоговой реформы на глобальную и локальную составляющие. Для этого вводятся глобальные (макроэкономические) и локальные (отраслевые, проектные) индикаторы эффективности. В качестве глобальной фискальной эффективности предлагается использовать отношение дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ к государственным расходам (расходная часть консолидированного бюджета). Если полученная величина дополнительного бюджетного дохода от введения прогрессивной шкалы НДФЛ больше 1 % валового внутреннего продукта (ВВП), то проводимая реформа обладает свойством глобальной фискальной эффективности; в противном случае фискальный эффект от реформы считается незначительным. Аналогичным образом вводится понятие глобального индикатора социальной эффективности в виде доли величины изменения коэффициента фондов до и после налоговой реформы к изначальной величине коэффициента фондов. Тогда можно пользоваться следующим эвристическим правилом: если коэффициент фондов после введения прогрессивной шкалы НДФЛ изменяется больше чем на 25 % по сравнению с его величиной до проведения реформы, то и сама налоговая реформа обладает свойством глобальной социальной эффективности; в противном случае социальный эффект от реформы считается незначительным. Если же полученный дополнительный доход от реформы позволяет кратно увеличить социально значимые направления национального проекта «Здравоохранение», то реформа обладает свойством локальной социальной и фискальной эффективности. Проведенные расчеты с использованием данных международной базы World Inequality Database позволили сделать следующие выводы. Начатая реформа НДФЛ не обладает свойствами глобальной фискальной и социальной эффективности, но имеет значение для принципиального ускорения национального проекта «Здравоохранение», что позволяет говорить о ее локальной социальной и фискальной эффективности. Предложенный аналитический инструментарий может быть использован в системе государственного регулирования при проектировании налоговых реформ. Обосновывается тезис о плодотворности маркирования налоговых поступлений для контроля их последующего целевого расходования.
Ключевые слова: PROGRESSIVE TAXATION
BUDGET
EFFICIENCY
TAXES
DIAGNOSTICS
INSTITUTIONS
ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
БЮДЖЕТ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
НАЛОГИ
ДИАГНОСТИКА
ИНСТИТУТЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122356
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 46232096
ISSN: 2712-7435
DOI: 10.15826/vestnik.2021.20.2.008
Сведения о поддержке: The article is prepared within the framework of the state assignment of the Government of the Russian Federation to the Financial University for 2021 on the topic «Technological, structural, and social factors of long-term economic growth» (AAAA-A19–119080990043–0).
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства Российской Федерации Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации на 2021 год по теме «Технологические, структурные исоциальные факторы долгосрочного экономического роста» (АААА-А19–119080990043–0).
Источники: Journal of Applied Economic Research. 2021. Vol. 20. № 2
Располагается в коллекциях:Journal of Applied Economic Research

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jaer_2021_20_2_002.pdf633,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons