Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121804
Название: К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа
Другие названия: On the issue of final state certification in the postgraduate school of a new type
Авторы: Миронос, А. А.
Бедный, Б. И.
Mironos, A. A.
Bednyi, B. I.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Миронос А. А. К вопросу о государственной итоговой аттестации в аспирантуре нового типа / А. А. Миронос, Б. И. Бедный // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 3. — С. 118-128.
Аннотация: Статья посвящена анализу новой модели подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в аспирантуре. Отмечаются внутренние противоречия этой модели, ее концептуальная незавершенность. Особое внимание уделяется содержательным и организационным аспектам итоговой аттестации выпускников аспирантуры. На основе анализа нормативной базы аспирантуры как третьего уровня высшего образования в контексте российской образовательной практики и в плоскости компаративного анализа норм, сформированных в европейском образовательном пространстве, обосновывается вывод о том, что сохраняющаяся институциональная разобщенность системы подготовки научных кадров и системы присуждения ученых степеней препятствует разработке и реализации мер, направленных на совершенствование аспирантуры, повышение ее эффективности. Проведено сопоставление требований федеральных государственных образовательных стандартов аспирантуры и дескрипторов, характеризующих компетенции выпускника образовательных программ третьего уровня высшего образования, выработанных в рамках Болонского процесса. Обосновывается вывод о том, что квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», которая будет присваиваться по итогам освоения программ аспирантуры, создает дополнительную градацию в системе квалификационных уровней научно-педагогических работников. Квалификационная группа обладателей дипломов об окончании аспирантуры будет располагаться между квалификационными группами магистров и кандидатов наук, причем соотнести ее с квалификационными уровнями, принятыми в большинстве стран мира, крайне затруднительно. В статье сформулированы некоторые рекомендации по оптимизации действующей системы аттестации кадров высшей квалификации, в том числе: 1) о предоставлении вузам и научно-образовательным центрам, при которых действует аспирантура, права самостоятельного присуждения ученые степени; 2) об изменении процедуры защиты диссертации, привлечении для оценки диссертационных исследований экспертов, не аффилированных с вузом (научно-образовательным центром), осуществляющим подготовку и аттестацию аспирантов; 3) о сохранении предлагаемых форм итоговой аттестации - выпускной квалификационной работы, научного доклада об основных результатах выполненных исследований - в качестве альтернативных вариантов завершения аспирантской программы без присуждения ученой степени кандидата наук. Результаты работы и предложенные рекомендации целесообразно учитывать в продолжающейся работе по совершенствованию концепции развития национальной системы подготовки и аттестации научных кадров, а также при планировании конкретных управленческих решений, направленных на повышение эффективности аспирантуры.
The article is devoted to the analysis of a new model of training and attestation of academic and pedagogical staff at postgraduate courses. The authors mention internal contradictions of this model and its conceptual incompleteness. Particular attention is given to content and organization aspect of postgraduate students final certification. On the basis of postgraduate courses normative base analysis as the third level of higher education in the context of the Russian educational practice and with consideration of comparative analysis of the norms formed in the European educational space the authors conclude that remaining institutional differences in the system of academic personnel training and degree distribution system hinder development and implementation of measures aimed at improving efficacy of postgraduate courses and upgrading its efficacy. The authors compare requirements of federal state educational standards for postgraduate courses and descriptors characterizing competencies of third level educational program graduates formulated within the framework of Bologna process. Authors demonstrate that qualification "Researcher. Lecturer researcher" given to those successfully mastered the postgraduate course creates additional gradation in the system of qualification levels of academic and teaching staff. Qualification group of specialists with postgraduate diplomas will stand between qualification groups of masters and candidates of sciences and it is extremely difficult to coordinate it with qualification levels adopted by most countries. The article formulates certain recommendations on improving existing system of highly qualified personnel including: 1) presenting the right of conferring academic degrees to higher educational institutions and educational centers offering postgraduate courses and; 2) changes in thesis defense procedure, attracting experts not affiliated with the university in charge of training and attestation of post graduate students for thesis evaluation; 3) preserving suggested form of final certification: graduation qualification paper, academic report on the main results of performed research as an alternative option for completing postgraduate course without conferring candidate degree. The results of research and suggested recommendations should be considered in continuing work on improving the development concept of national system of academic staff training and attestation as well as in planning concrete managerial solutions aimed at improving postgraduate courses efficacy.
Ключевые слова: НАУЧНЫЕ КАДРЫ
АСПИРАНТУРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ
ДИССЕРТАЦИЯ
ПРИСУЖДЕНИЕ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ
POSTGRADUATE SCHOOL
FINAL STATE CERTIFICATION
QUALIFICATION
DISSERTATION
AWARD OF ACADEMIC DEGREES
ACADEMIC STAFF
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121804
Условия доступа: Creative Commons Attribution 4.0 License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 26465387
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umj.2016.103.022
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_3_015.pdf2,11 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons