Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121801
Название: Образовательные стандарты высшей школы: проблемы организационно-методического сопровождения
Другие названия: Teaching standards of higher education: challenges to organizational and methodic support
Авторы: Томилин, О. Б.
Фомина, Л. В.
Томилин, О. О.
Tomilin, O. B.
Fomina, L. V.
Tomilin, O. O.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Томилин О. Б. Образовательные стандарты высшей школы: проблемы организационно-методического сопровождения / О. Б. Томилин, Л. В. Фомина, О. О. Томилин // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 3. — С. 83-94.
Аннотация: Представленная статья относится к категории исследовательских статей. Целью исследования является анализ научного обоснования содержания организационно-методического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). В статье рассматриваются и анализируются проблемы внедрения результатов Болонского процесса в организацию и содержание российского высшего образования. Проведенный анализ свидетельствует о доминирующем влиянии механистического подхода в интерпретации понятия «компетенция» при разработке методических рекомендаций и нормативных макетов организационно-методического сопровождения ФГОС ВО. Такой подход порождает формальное бюрократическое описание результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в виде паспортов компетенций, нынешнее содержание которых не имеет никакой практической значимости для организации образовательного процесса подготовки современного конкурентоспособного специалиста. Представлены собственные практики разработки организационно-методического сопровождения ФГОС ВО, обеспечивающего реализацию компетентностного подхода, исходя из фундаментальных свойств компетенций: наддисциплинарности, поливалентности и кумулятивности, а также учебно-методического сопровождения технологий формирования компетенций в учебном процессе. Предлагаемые в статье практические материалы и рекомендации могут быть использоваться преподавателями высшей школы и руководителями структурных подразделений вузов при разработке организационно-методического сопровождения ФГОС ВО, обеспечивающего реализацию компетентностного подхода.
The present paper is categorized as a research paper. The research objective is the analysis of scientific basis for the contents of course documentation for Federal State Standards for Higher Education. The paper explores and analyses problems of adaptation of contents and organization of Russian higher education to the results of the Bologna process. The analysis indicates that mechanical approaches to the interpretation of the concept of competences exert an overwhelming influence on the development of methodical guidelines and normative frameworks of organizational and methodic Documentation for Federal State Educational Standards of Higher Education. These approaches manifest in formal bureaucratic descriptions of proficiency in basic professional education programs presented as competency passports whose current contents hold no practical significance whatsoever for training modern specialists. The paper proposes original practices for development of course documentation conforming to Federal State Standards for Higher Education that implements a competence-based approach based on the fundamental properties of cross-disciplinarity, polyvalence and cumulativity, as well as supplementary materials on competence formation methods. The proposed recommendations and practical materials can also be used by lecturers in higher schools and university department managers for development of course documentation to implement a competence-based approach.
Ключевые слова: КОМПЕТЕНЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
COMPETENCE
FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD
ORGANIZATIONAL AND METHODIC DOCUMENTATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121801
Условия доступа: Creative Commons Attribution 4.0 License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 26465383
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umj.2016.103.019
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_3_012.pdf2,52 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons