Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121781
Название: Интеграция многообразия на основе ценностей развития
Другие названия: Diversity integration on the basis of development values
Авторы: Сандлер, Д. Г.
Зорина, А. Д.
Sandler, D. G.
Zorina, A. D.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Сандлер Д. Г. Интеграция многообразия на основе ценностей развития / Д. Г. Сандлер, А. Д. Зорина // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 2. — С. 35-50.
Аннотация: Поиск эффективной и гармоничной модели деятельности для каждого университета является на сегодняшний день главным вопросом его развития. В статье рассмотрен опыт реализации различных этапов трансформации организационной модели деятельности Уральского федерального университета, являющегося участником проекта «5-100». Цель проекта «5-100» - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Идеи, положенные в основу трансформации организационной модели деятельности УрФУ, широко обсуждаются и в других российских ведущих университетах. Представленный в статье опыт университета демонстрирует последовательную реализацию этапов трансформации модели деятельности и позволяет оценить степень сложности и неоднозначности в решении задачи по смене модели деятельности. Опыт и оригинальные решения, используемые в трансформации организационной модели деятельности УрФУ, демонстрируют возможный для университета путь организационного развития, описывают способы формирования и развития системы управления. Любому университету, приступившему к поиску новой модели деятельности, предстоит пройти собственный путь, так как копирование готовых решений без учета собственной специфики не даст гарантированно качественных результатов. Уральский федеральный университет был образован путем слияния двух сильных уральских университетов: Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) и классического университета -Уральского государственного университета (УрГУ). С первого года существования во вновь образованном университете в условиях многообразия научных школ, кафедр, факультетов, различных традиций и культур активно начался процесс реализации амбициозной Программы развития. Это потребовало реализации первого этапа трансформации деятельности - интеграции деятельности двух университетов и создание новой системы управления и (2010-2013 гг.). Он заключался в изменении конфигурации базовых академических структур и формировании принципиально новой системы управления, обеспечивающей реализацию программы развития в сложном территориально-распределенном университете. Основной характеристикой реализации этого этапа является: - построение нового организационного устройства объединенного университета с формированием в ней уровня основной деятельности, прежде всего в виде новых академических единиц - институтов, наделенных новым набором полномочий (15 институтов заменили 30 факультетов), выделением управленческого уровня с новым набором амбициозных задач в сфере развития университета; - выстраивание единых процессов деятельности с одновременной модернизацией образовательной деятельности. Успешность реализации этого этапа подтверждается тем, что университет занял с большим отрывом лидирующие позиции по количественным и качественным параметрам в Уральском регионе, выполнил все показатели программы своего развития. Главной вехой развития университета, завершившей данный этап, явилось вхождение на конкурсной основе в группу ведущих университетов, реализующих проект повышения международной конкурентоспособности. Однако успех проекта на этом этапе не гарантировал от возникновения серьезных трудностей на последующих стадиях Второй этапа трансформации университета - рост результативности научной деятельности (20132015 гг.). Этап был нацелен на создание основы для перехода к университету, базирующемуся на исследовательской и инновационной деятельности. Поскольку потенциал роста за счет объединения и совершенствования процессов деятельности носит ограниченный характер, для университета возникла необходимость поиска новых механизмов. Новацией второго этапа трансформации является формирование точек роста в виде центров превосходства (компетенций). На конкурсной основе были отобраны научные коллективы университета с высоким потенциалом деятельности и сформированы 72 центра компетенций различного масштаба. Центры компетенций, работая на принципах проектной деятельности, получили широкие полномочия по формированию организационной структуры и состава команды проекта, распоряжения бюджетом. Третий этап трансформации университета - переход к модели образования, базирующегося на исследованиях и инновациях, и прорыв на международные рынки потребовали и потребуют ускорения реализации изменений деятельности (2015-2018 гг.). Достигнув определенных успехов в развитии научно-ис -следовательской деятельности (в т. ч. 30-40 % ежегодного прироста показателей публикационной активности), в период реализации второго этапа университет исчерпал потенциал дальнейшего увеличения темпов роста. Набранный темп развития оказался недостаточным для достижения новых амбициозных задач, стоящих перед университетом. Остро возникла необходимость поиска и внедрения принципиально новых механизмов деятельности. Это явилось предпосылкой для начала реализации. Основной его характеристикой является фокусировка деятельности университета на изменениях, позволяющих на новом качественном уровне реализовать миссию университета и обеспечить сбалансированное развитие образовательного, научного и инновационного процессов с фокусом на развитие современных конкурентоспособных образовательных программ. Для реализации третьего этапа предполагается реализовать следующие изменения: - модернизация образовательного процесса, направленная на реализацию индивидуальных траекторий обучения студентов, широкое внедрение технологий электронного обучения, использование системы независимого контроля результатов обучения; - развитие проектной среды для научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности, обеспечивающей реализацию мультидисциплинарных проектов и передачу современных научных знаний в образовательный процесс; - уменьшение организационных барьеров между академическими коллективами, структурированными по предметным областям; - формулирование задач и KPI на каждом уровне научно-образовательного процесса; - использование новых форм коллегиального управления. Планируя результаты третьего этапа трансформации университета, можно говорить о том, что используемое в университете многообразие организационных структур и дифференциация подходов управления позволят получить максимальный эффект деятельности. При этом огромное значение имеет правильное сочетание существующего многообразия и единых принципов. Трансформация университета предполагает изменение стандартов деятельности во всем университете вне зависимости от степени зрелости процессов и предметной области. Кейс университета показывает, что крупный университет - это сложная организационная структура и для эффективного управления нужно уметь находить и использовать разные модели деятельности. Развитие университета в целом либо каких-то отдельных видов деятельности может осуществляться с разной скоростью. Этот фактор ставит задачу поиска и применения эффективной системы управления, позволяющей трансформировать организационную модель деятельности университета и обеспечивать необходимую скорость его развития в условиях жестко ограниченных ресурсов. Каждый университет подбирает для себя наиболее эффективный способ реализации изменения деятельности. Разнообразие используемых моделей трансформации на разных этапах стратегического развития вузов подчеркивает большой комплекс различных задач, которые приходится решать каждому университету, стремящемуся занять место лидера российского образования. Описанный в статье опыт вызывает большой интерес среди академической общественности ведущих российских университетов. Это подтверждается тем, что ведущие университеты активно обмениваются опытом работы друг с другом, изучают лучшие практики работы ведущих международных университетов, накапливая собственный опыт реализации внутренних изменений. Особенную актуальность данная статья может иметь для нового типа университетов - опорных региональных университетов. В 2016 г. в Российской Федерации принято решение о формировании 11 опорных региональных университетов, которым еще предстоит реализовывать собственную стратегию и модель деятельности. Новые подходы в моделях трансформации университетов, возникающий передовой опыт могут быть будущими предметами исследования, осмысления, экспертного обсуждения в целях последующего внедрения успешных моделей.
Nowadays the search for effective and harmonious activity model remains the main challenge for each university in the process of its development. The article analyses the experience of implementing different stages of transforming organizational model of UrFU activities. UrFU is a member of 5-100 project which is aimed at strengthening competitive position of a group of leading Russian universities at the global educational services and research programs market. Ideas forming the basis of UrFU organizational model transformation are widely discussed at other leading Russian universities. University experience presented in the article demonstrates step by step implementation of activity model transformation and allows for assessing complexity and diversity of approaches to changing activity model. Experience and original solutions used in the transformation of UrFU organizational activity model demonstrate new organizational development trend for the university describing ways of forming and developing management system. Any university starting a search for new activity model must follow its own path as copying ready solutions without considering individual peculiarities cannot give guaranteed quality results. Ural Federal University was formed by merging two strong Ural universities: Ural State Technical University (USTU UPI) and classical university Ural State University (USU). Starting from its first year the university with all its diversity of schools, chairs, faculties, different traditions and cultures started implementing and ambitious development program. It required the implementation of the first stage of activity transformation: integration of two universities' activities and creation of new management system (Р010-Р013.). It included changes in the shape of basic academic structures and formation of absolutely new management system providing development program implementation in a complex territorially spread university. The main characteristics of this stage are: - creation of a new organizational structure of merged university and formation of new level of basic activities, first of all in the form of new academic units institutes with a set of new tasks (15 institutes instead of 30 faculties), nomination of a managerial level with a new set of ambitious tasks in the field of university development; - creation of overall activity processes alongside with educational activities modernization. Successful implementation of this stage is proved by the fact that university has taken leading positions in terms of quality and quantity in the Ural region leaving other competitors far behind and achieved all the performance criteria in terms of development. The main event finalizing this stage was UrFU participation on the competitive basis in the team of leading universities working on a project aimed at upgrading international competitiveness. However the success at this stage did not guarantee problem free implementation of the next stages. The second stage of university transformation: academic activities efficacy growth (Р013-Р015) This stage was aimed at creating a foundation for transition to research and innovation based university. As growth potential is limited because of merger and process improvement university needs to find new mechanisms. New aspect of the second stage was formation of growth points in the form of excellence centers (competence centers). Competitive procedure helped to identify academic teams with high activity potential and create 7Р competence centers of different scale. Working on the basis of project principles competence centers got broad powers to form organizational structure, project team and budget. The third stage of university transformation: transition to education model based on research and innovation and move to international markets required and will keep requiring speeding up the changes in activity modification (Р015-Р018). Having reached certain progress in developing academic and research activities (including 30-40 % annual increase of publication activity) during the implementation of the second stage university has depleted further growth potential. The speed of development was insufficient for achieving new ambitious goals stated by the university. There was an urgent need to find and introduce absolutely new activity mechanisms. This called for the third stage of university transformation. Its main peculiarity was the university activity orientation towards changes allowing for implementing university mission on a new level and providing balanced development of educational, academic and innovation processes in order to develop modern competitive educational programs. The third stage requires the following changes: - educational process modernization aimed at implementation of student individual learning trajectories, broad introduction of e-learning technologies, the use of independent study results control system; - development of project environment for academic, research, engineering and technical activities supporting implementation of multidisciplinary projects and transfer of academic knowledge into the teaching process; - decrease of organizational barriers between academic teams structured according to topical areas; - formulating tasks and KPI at each level of teaching and academic process; - the use of new collegial management forms Planning the outcomes of the third stage of university transformation one can speak of the fact that organizational structure diversity and differentiation of managerial approaches at the university allow for obtaining maximum performance efficacy. The ideal combination of existing diversity and overall principles is vitally important. University transformation suggests changes in activity standards all over the university irrespective of the process development stage and topical area. University case demonstrates that large university is a complex organizational structure and in order to manage it effectively one needs to find and use different activity models. University development in general or development of individual activities can go with different speed. This fact requires the use of effective management system allowing for transforming university organizational model and providing necessary development speed in the context of limited resources. Each university chooses the most effective way of implementing activity changes. Diversity of such transformation models at different stages of university strategic development demonstrates a broad complex of different tasks facing each university aspirin for leading positions in the Russian educational system. Experience described in the article is of interest to academic community of the leading Russian universities. This is proven by the fact that leading universities are engaged in active exchange of experience and study of international universities' best practices building their own experience of internal changes implementation. This article can be particularly important for new type of universities - regional universities. In 2016 Russian Federation government has decided to form 11 regional universities that would implement their own strategy and activity model. New approaches in university transformation models, accumulating best practices can be a topic for future research and expert discussion with the aim of further implementation of successful models.
Ключевые слова: ТРАНСФОРМАЦИЯ
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЦЕНТРЫ ПРЕВОСХОДСТВА
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
TRANSFORMATION
ACTIVITY MODEL
MANAGEMENT SYSTEM
ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT
STRATEGIC MANAGEMENT
EXCELLENCE CENTERS
EFFICACY EVALUATION MECHANISMS
DEVELOPMENT STRATEGY
PERFORMANCE EFFICACY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121781
Условия доступа: Creative Commons Attribution 4.0 License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 26139715
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umj.2016.102.003
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_2_006.pdf1,91 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons