Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121772
Название: | Модель иноязычной среды университета: проектирование, внедрение и управление |
Другие названия: | The model of the university environment in foreign language: design, implementation and administration |
Авторы: | Гузикова, М. О. Неволина, А. Л. Guzikova, M. O. Nevolina, A. L. |
Дата публикации: | 2016 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Гузикова М. О. Модель иноязычной среды университета: проектирование, внедрение и управление / М. О. Гузикова, А. Л. Неволина // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 1. — С. 83-89. |
Аннотация: | В настоящей статье проанализирован управленческий подход Уральского федерального университета (УрФУ) в качестве вуза-участника Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) к созданию иноязычной среды. В статье сформулированы рекомендации по развитию иноязычной среды вузов, ставящих перед собой задачу интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Создание и развитие иноязычной среды - это задача, неизбежно встающая перед университетом, стремящимся к интернационализации. Особая роль в данном контексте отводится английскому языку как инструменту международного общения. Английский язык является рабочим для подавляющего большинства рецензируемых научных журналов по всем областям наук, для программ академической мобильности и других типов активности, характерных для образовательного и научного взаимодействия с иностранными коллегами. УрФУ, наряду с другими вузами-участниками Проекта 5-100, был поставлен в условия, в которых необходимо предпринимать целенаправленные усилия в области наращивания англоязычных компетенций научно-педагогических работников и административного персонала университета для того, чтобы увеличить объемы публикационной активности в зарубежных рецензируемых журналах, участвовать в научных конференциях, разрабатывать образовательные продукты для иностранных студентов и создать комфортные условия для работы зарубежных коллег. В данной области накоплен достаточный для первоначального анализа опыт: с начала существования Проекта 5-100 к моменту написания статьи прошло три года, а с начала проекта по развитию иноязычных компетенций в УрФУ в рамках Программы развития федерального университета - 5 лет. Цель статьи - используя кейс-метод, показать на примере Уральского федерального университета, в какой мере усилия по созданию англоязычной среды влияют на выполнение показателей дорожной карты Программы повышения конкурентоспособности УрФУ. Для этого поставлена задача проанализировать усилия университета в области создания англоязычной среды на основе анализа данных, как тех, которые имеются в открытом доступе, так внутренней информации. Итогом исследования стал вывод о том, что примененные в УрФУ усилия по созданию англоязычной среды ощутимым образом не влияют на рост показателей Программы повышения конкурентоспособности в краткосрочной перспективе. Это связано с тем, что дизайн англоязычной модели УрФУ был создан ad hoc: первоначальный бенчмаркинг был применен лишь отчасти; не было проведено входного тестирования всего состава НПР и административных работников; необходимость сопоставления прогресса в изучении языка и продуктивность НПР в части публикационной активности и участия в разработке англоязычных образовательных программ не была предусмотрена при инициации проекта. Несмотря на указанные недостатки, практики создания англоязычной среды в УрФУ имели системный характер и результаты их внедрения послужат базой для создания более широкомасштабной стратегии управления иноязычной средой вуза. Ограничением для применения результатов данного исследования является уникальность условий существования университетов, их погруженность в локальный, региональный и национальный контексты [7]. Однако соображения и данные, содержащиеся в статье, несомненно, могут быть использованы для дальнейшего проектирования, анализа и развития модели иноязычной среды университетов. Настоящая статья представляет собой первое исследование проектирования и управления моделью иноязычной среды вуза на основе кейс-метода. The article puts under scrutiny the administrative approach of the Ural Federal University as one of the participants of the Russian Academic Excellence Project (Project 5-100) to the creation of the environment in foreign language. The article gives recommendations on development of the environment on foreign language for universities aiming at entering the global educational and scientific space. The creation and development of such environment is considered inevitable for all universities striving for internationalization of education and research. Special rile belongs to English as instrument of international communication. English is the working language for the majority of peer-reviewed scientific journals in all scientific fields, for programs of academic mobility as well as for other activities which characterize the interaction with foreign colleagues in the field of education and research. Ural Federal University, along with other universities participating in the Russian Academic Excellence Project, was under necessity to take active efforts in the field of developing English language proficiency among academic and administrative university staff in order to be able to increase the research output in the foreign peer-reviewed journals, participate in international conferences, design English-medium study programs for foreign students and create comfortable working conditions for international professors. The authors claim that there exists experience in the field of creating foreign language environment gained over five years of the so called Program of Development of the university which is sufficient for the primary analysis. Using the case study method, the article aims at showing to what extent the efforts of the Ural Federal University in the field of creating foreign language environment contributed to the fulfillment of the university indicators of the Road Map of the project of enhancement of academic competitiveness. The article sets the goal to conduct the analysis of the university efforts in creating English language environment on the basis of open sources as well as using data available for insiders only. The authors come to the conclusion that the UrFU efforts do not influence the fulfillment of the internationalization indicators in any tangible way in the short-term perspective. This is due to the ad hoc design of the English language environment of the university: the initial benchmarking as partial; the was no placement testing of the staff; the need to measure the progress in the research output of the academics who participated in the English language training was not considered from the beginning of the project. Notwithstanding these deficiencies, the practices of the creating the English language environment at UrFU were of systemic nature and their results will constitute the basis for the creating of the large-scale strategy of the administration of the foreign language university environment. The limitations of the findings of the article are connected with the unique local, regional and national context of universities (Jane Knight, 2004). Nevertheless, the considerations oaf the article may be used for the design, analysis and development of the foreign language environment of universities. The article is the first case study based research of the design and administration process of the foreign language environment of the university of its kind. |
Ключевые слова: | ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ АНГЛОЯЗЫЧНАЯ СРЕДА ПОЛИЯЗЫЧНОСТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ENGLISH LANGUAGE ENVIRONMENT MULTILINGUALISM INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION PROFICIENCY IN ENGLISH OF ACADEMIC STAFF |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121772 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution 4.0 License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 25721753 |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2016_1_016.pdf | 538,51 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons