Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121769
Название: | Организационная культура университета и инновационных компаний в восприятии студентов томских вузов |
Другие названия: | Organizational culture of the university and innovation companies as seen by students of Tomsk universities |
Авторы: | Шрайбер, Н. Ю. Литвина, С. А. Shrayber, N. Y. Litvina, S. A. |
Дата публикации: | 2016 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Шрайбер Н. Ю. Организационная культура университета и инновационных компаний в восприятии студентов томских вузов / Н. Ю. Шрайбер, С. А. Литвина // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 1. — С. 65-72. |
Аннотация: | Представленная статья относится к категории кейсов и представляет прикладное исследование, осуществленное Научно-производственной фирмой «Микран» совместно с НИ ТГУ. Целью написания статьи было представление результатов сравнительного исследования организационной культуры четырех инновационных компаний Томска и трех томских университетов: ТУСУРа, НИ ТГУ, НИ ТПУ1. Исследование позволило прояснить позицию и ожидания выпускников университетов, связанные с будущей работой на предприятии, и сопоставить их с ожиданиями компаний. Предметом исследования была организационная культура в соответствии с представлением о ней как инструменте развития организации и формирования профессиональной позиции сотрудников. Основой методологии исследований была теория организационной культуры Ка-мерона-Куинна, методикой - опросник OCAI. Для получения дополнительной информации от студентов об ожиданиях относительно их будущей работы использовалась специально разработанная анкета. Исследование показало, что, по представлениям студентов, вуз скорее сосредоточен на своих внутренних проблемах, управляемости и контроле деятельности и сотрудников. Студенты отмечают в культуре университетов существенные внутренние различия и противоречивые тенденции: одновременно приоритет правил и процедур и внимание к сохранению традиций и отношений, и стремление занимать лидирующие позиции за счет решения сложных задач, новаторства. В самом общем виде культура вузов видится студентам такой, в которой инновационный аспект касается целевых устремлений, а бюрократические и клановые механизмы определяют процесс управления людьми и взаимоотношения. Данные, полученные относительно ожиданий выпускников, показали, что они видят культуру идеальной компании как совмещающей ценностные ориентации клановой и адхо-кратической культур: т. е. хотели бы оказаться в дружественно-ориентированном месте работы, с поддержкой, соучастием и наставническим руководством. Студенты хотели бы видеть гибкие и творческие условия работы, а меньше всего они готовы встраиваться в организацию с жесткой структурой и контролем, где основу отношений составляет конкуренция. Анализ результатов опроса сотрудников и руководителей «Микрана», топ-менеджеров компаний «Ролсиб», ООО «СЭТК», ООО «Компания Промышленная Электроника» показал, что тенденция в развитии культуры инжиниринговых компаний состоит в увеличении значимости ценностей адхократической и рыночной культур. Проведенное исследование позволило обнаружить главный компе-тентностный дефицит выпускников и предмет рассогласования их ожиданий и требований компаний к персоналу. Компании ждут от потенциального сотрудника готовности к высокой степени автономности, самоорганизации, инициативности, целенаправленности (ориентации на результат), самостоятельности и готовности к риску и неопределенности, в то время как сами студенты демонстрируют ориентацию на комфорт, безопасность и защищенность, выказывают желание получать поддержку, заботу и обеспеченность от компании. Полученные результаты позволят компании «Микран» точнее выстроить работу по развитию своего бренда работодателя и развивать эффективное сотрудничество с вузами и их студентами и выпускниками. Выводы исследования могут быть также учтены университетами при развитии своей организационной культуры, выстраиванию образовательной политики и работы по формированию профессиональной позиции и компетенций будущего специалиста. This article falls under the case category and presents an applied research conducted by research and manufacturing company Mikran Jsc together with NRTSU. The aim of the article is to present the results of comparative study of organizational culture at four innovation companies in Tomsk and three Tomsk universities: NRTSU, NRTPU and TSU1. The research has helped in understanding the position and expectations of university graduates related to their future work at the company and compare them with company expectations. The topic of the research was organizational culture according to its understanding as an instrument of organization development and formation of employees' professional position. The main methodology of the research was the organizational culture theory by Cameron - Quinn and the main method used was OCAI questionnaire. In order to get additional information concerning students' expectations in relation with their future work the authors used specially designed questionnaire. The research has demonstrated that according to students' understanding university is concentrated on its internal problems, manageability and activity and personnel control. Students see significant internal differences and contradicting tendencies at the university culture: domination of rules and procedures, attention to preservation of traditions and relations and at the same time desire to take leading positions by solving complex tasks and using innovative approach. In general students see university culture as follows: innovation aspects are related to aspirations whereas communication and personnel management are defined by bureaucratic and clan mechanisms. The data concerning graduates' expectations demonstrate that they see the culture of ideal company as a mixture of value oriented clan and adhocratic culture: they would like to find themselves in a friendship oriented place of work, feel support understanding and mentorship of their peers. Students would like to see flexible and creative work environment and they are not prepared to enter organization with a rigid structure and control where relations are based on competition..Analysis of employees and top managers of Mikran Jsc., top managers of Rolsib, SATK Ltd., Industrial Electronics Ltd. shows that engineering companies' culture demonstrates the trend towards increasing value of adhocratic and market cultures. Conducted research allowed for identifying the main competence deficit of the graduates and the gap between their expectations and company requirements towards personnel. Companies expect their employees to demonstrate high level of independence, self-organization, initiative, target orientation and ability to cope with risks and volatility whereas students are oriented towards comfort, security and safety and are willing to obtain support, care and provision from the company. Obtained results allow Micran Jsc. to alter its efforts on developing its employer's brand and develop effective cooperation with universities, their students and graduates. Research results can be useful for universities in developing their organization culture, educational policy and work on forming professional position and competencies of future specialists. |
Ключевые слова: | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ORGANIZATIONAL CULTURE RESEARCH INNOVATION COMPANY GRADUATE''S EXPECTATIONS SPECIALIST''S COMPETENCIES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121769 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution 4.0 License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 25721750 |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2016_1_013.pdf | 1,2 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons