Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121768
Название: Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета)
Другие названия: Research of corporate culture transformation at the university (on experience of the National research Tomsk state university)
Авторы: Афанасьева, Д. О.
Гулиус, Н. С.
Кашпур, В. В.
Кузнецов, А. Г.
Петрова, Г. И.
Юрина, Е. А.
Afanasieva, D. O.
Gulius, N. S.
Kashpur, V. V.
Kuznetsov, A. G.
Petrova, G. I.
Yurina, E. A.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) / Д. О. Афанасьева, Н. С. Гулиус, В. В. Кашпур, А. Г. Кузнецов, Г. И. Петрова, Е. А. Юрина // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. — № 1. — С. 53-64.
Аннотация: В статье выявлено двуединство культурной базы современного университета, поскольку профессорская культура, традиционно служившая его основанием, дополняется культурой корпоративной и трансформируется ею. Это вносит в жизнь университета напряжение и противоречия, что объясняется разной функциональной направленностью указанных культур. Профессорская культура - это служение образованию, науке, культуре. Корпоративная культура служит рынку и повышению конкурентоспособности университета в условиях его выхода в мировое образовательное пространство (программа 5-100). Она несет в университет принципы коммерциализации, прагмати-зации и тенденции превращения образования в образовательную услугу. Неэкономический срез корпоративной культуры связывается с формированием образа нового работника - «социального капитала». Осознание взаимозависимости (К. Джерджен) современного мира, доверие, которое играет роль «духа информационализма» (М. Кастельс) в социальной группе. На корпоративную культуру возлагается задача формирования социальных способностей человека: уважение, доброжелательность, соучастие, согласование позиций, умение вести диалог, работать в команде и др. В статье предложен новый критерий классического университета - университетская корпоративная культура как культура сотрудничества, служения людям, образованию, культуре, науке. Это организационное пространство, где студент и сотрудник получают возможность подлинного взаимодействия, где люди учатся сотрудничеству. В качестве результата исследования разработан, апробирован и утвержден текст ежегодно пересматриваемого Этического кодекса НИ ТГУ; ежегодно диагностируются изменения конфигурации корпоративной культуры, которые влекут за собой внедрение реальных предложений по преодолению разрывов в формировании новой корпоративной культуры университета. Исследован язык нормативных документов НИ ТГУ, сделаны выводы о его трансформации в контексте новых требований. Обладая репрезентативной функцией, язык в первую очередь фиксирует изменения в стиле управления, в отношениях между сотрудниками, в нормативно-ценностных параметрах. В статье зафиксированы проблемы неразвитости конвенциональных отношений, отсутствия легитимных норм всех сторон университетского сообщества; невовлеченности и апатии сотрудников. Предлагаются пути решения проблем: 1) для легитимации новых норм университета необходимо обеспечить постоянную коммуникацию между управлением и научно-педагогическими работниками с целью критического обсуждения данных норм и определения механизмов их выполнения; 2) необходима система мероприятий по улучшению условий труда научно-педагогических работников, способная улучшить их восприятие ситуации в университете.
The article reveals duality of a modern university cultural base, since professorial culture traditionally served as its basis is completed by corporate culture and transformed by it. Tension and contradictions are brought into university's life which is explained by different functional trends of specified cultures. Professorial culture - is a devotion to education, science, culture. Corporate culture serves market and improvement of university's competitiveness in the context of its entrance to the world educational environment (the program 5-100). It brings to university the principles of commercialization, pragmatics and tendencies of education transformation into educational service. Corporate culture uneconomic face is connected with a new employee image-building - "social capital": understanding interdependence (K. Gergen) of the modern world, trust serves as "lubricant" (F. Fukuyama), "superglue" (R. Putnam) or, "the spirit of informationalism" (M. Castells) in a social group. Corporate culture is allotted with the task of social human capabilities formation: respect, goodwill, fellowship, post agreement, communication abilities, teamwork skills, etc. The article presents a new criterion of classical university - university corporate culture as a culture of collaboration, service to people, education, culture and science. This is and organizational environment where student and employee have an opportunity of actual cooperation, where people learn to cooperate. As a result of researching activities the text of Ethics code of NR TSU being annually revised has been developed and finalized; corporate culture configuration modifications are being annually diagnosed resulting into adoption of real proposals aiming at coping with gaps in forming new university corporate culture. The language of NR TSU normative documents was examined; conclusions of its transformation in the context of new requirements were made. Having a representative function the language primarily registers changes in management style, employee relation, normative and axiological parameters. The problems of underdevelopment of conventional relations, lack of legitimate norms in all parts of the university community, employee non-involvement and apathy are registered in the article. The ways of problem solving are proposed: 1) for legitimation of new university norms it is necessary to provide continuous communication between administration and research and teaching staff aimed at critical discussion of present norms and determination of execution mechanisms; 2) the system of measures for improvement of research and teaching staff labor conditions is required, capable for improvement of their university situation perception.
Ключевые слова: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
КРИТЕРИИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ТРАНСФОРМАЦИЯ
КУЛЬТУРНАЯ БАЗА
ПИСАНЫЕ И НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА
CORPORATE CULTURE
CLASSICAL UNIVERSITY CRITERIA
TRANSFORMATION
CULTURAL BASE
WRITTEN AND NON-WRITTEN RULES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121768
Условия доступа: Creative Commons Attribution 4.0 License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 25721747
ISSN: 1999-6640
1999-6659
Сведения о поддержке: Статья написана при поддержке Гранта РГНФ проект № 14-13-70004a «Корпоративная культура классического университета:роль в формировании профессиональной и личностной идентичности выпускника».
Карточка проекта РНФ: 14-13-70004
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2016_1_012.pdf1,08 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons