Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121710
Название: Образ китайского революционера в эпоху Гражданской войны на Дальнем Востоке: идеологический аспект (на материале романа Ильи Чернева «Мой великий брат»)
Другие названия: Image of a Chinese Revolutionary in the Era of the Civil War in the Far East: An Ideological Aspect (Based on the Novel My Great Brother by Ilya Chernev)
Авторы: Залесская, О. В.
Оробий, А. В.
Zalesskaya, O. V.
Orobii, A. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Залесская О. В. Образ китайского революционера в эпоху Гражданской войны на Дальнем Востоке: идеологический аспект (на материале романа Ильи Чернева «Мой великий брат») / О. В. Залесская, А. В. Оробий // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 43-57.
Аннотация: Целью статьи, являющейся междисциплинарным исследованием, стал анализ образа персонажа-китайца, а также отражение исторических фактов присутствия китайцев в русской художественной литературе. Основное внимание в статье уделяется идеологическому контексту. Материалом исследования стал историко-революционный роман Ильи Чернева «Мой великий брат» (1954). В романе освещаются основные этапы революционной борьбы приамурского и забайкальского пролетариата. Большинство ключевых персонажей романа — китайцы. В статье, вслед за Х. Гюнтером, выделены четыре разноплановых персонажа-китайца, в которых воплощается участие иностранных революционеров в период Гражданской войны: пролетарий, воин, жертва, политический деятель. «Историческая» составляющая статьи подтверждает, что рабочие — подданные других государств, находившиеся на территории России, — вербовались в вооруженные формирования для борьбы с контрреволюционными силами, принимали активное участие в партизанском движении, а также снабжали партизан продуктами, медикаментами и боеприпасами. В статье установлены причины, по которым китайцы примыкали к революционным объединениям: освобождение от эксплуатации, социализация, но в то же время — идеологическая неустойчивость китайских революционеров, обусловленная пестрым социальным составом и плохим знанием русского языка. В статье рассмотрены художественные средства, с помощью которых Чернев изобразил китайских персонажей. Обосновано, что роман «Мой великий брат» — свидетельство идеологического государственного заказа. Несмотря на то, что роман не приобрел известность, его ценность определяется самим материалом, на основе которого было создано художественное полотно. Участие граждан Китая в Гражданской войне остается одной из малоизученных тем российской истории, а в литературе роман «Мой великий брат» является единственным художественным текстом на эту тему.
The aim of this interdisciplinary article is to analyse the image of a Chinese character, as well as reflect the historical facts of the presence of the Chinese in Russian fiction. The article focuses on the ideological context. The authors refer to My Great Brother (1954), a historical and revolutionary novel by Ilya Chernev. The novel highlights the main stages of the revolutionary struggle of the Amur and Trans-Baikal proletariat. Most of the key characters in the novel are Chinese people. In the article, following H. Günther, the authors single out four diverse characters, the Chinese, that reflect the participation of foreign revolutionaries during the civil war: a proletarian, a warrior, a victim, and a politician. The “historical” component of the article confirms that workers who were subjects of other states and stayed on the territory of Russia were recruited into armed formations to fight counter-revolutionary forces, taking an active part in the partisan movement, and supplying the partisans with food, medicines, and ammunition. The article identifies the reasons why the Chinese joined the revolutionary associations: liberation from exploitation, socialisation, but at the same time, the ideological instability of the Chinese revolutionaries due to the motley social composition and poor knowledge of the Russian language. The article discusses the artistic means Chernev employs to portray the Chinese characters. It is proved that the novel is an example of a work commissioned by the state. Even though the novel My Great Brother has not gained fame, its value is determined by the material itself underlying its artistic canvas. The participation of Chinese citizens in the civil war remains one of the little-studied topics of Russian history, and in literature, the novel My Great Brother is the only work of fiction on this topic.
Ключевые слова: РОМАН
ПЕРСОНАЖ
СОЦРЕАЛИЗМ
РЕВОЛЮЦИЯ
КИТАЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
NOVEL
CHARACTER
SOCIAL REALISM
REVOLUTION
CHINESE REVOLUTIONARY
CIVIL WAR
FAR EAST
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121710
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50510097
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.1.003
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-03.pdf634,54 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.