Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121708
Название: Воспитание верноподданства в Австрийской империи: литература по случаю бракосочетания императора Франца Иосифа I (1854)
Другие названия: Fostering Kaisertreue in the Austrian Empire: Literature on the Occasion of the Marriage of Emperor Francis Josef (1854)
Авторы: Бут, Ю. Е.
But, Yu. E.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Бут Ю. Е. Воспитание верноподданства в Австрийской империи: литература по случаю бракосочетания императора Франца Иосифа I (1854) / Ю. Е. Бут // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 9-26.
Аннотация: В статье исследуются поэтические произведения, написанные по случаю династических торжеств дома Габсбургов, как один из многочисленных инструментов воспитания лояльности и династического патриотизма, в первую очередь, у школьной молодежи — будущих граждан Австрийской империи. Теоретико-методологическую основу исследования составили такие концепции, как династический патриотизм, Kaisertreue (букв. «преданность императору»), Huldigungsschriften (букв. «сочинения для оммажа»), габсбургский миф, габсбургская пропаганда, pietas Austriaca. В качестве примера взяты три стихотворения, написанные в честь бракосочетания императора Франца Иосифа I и Елизаветы Баварской в 1854 г. Два из них написаны на разных языках (венгерском и немецком), но в одном жанре — жанре панегирической оды и принадлежат авторству школьных учителей. Это сложные пафосные произведения, написанные «высоким стилем», с нагромождением мифологических символов и аллегорий, которые требовали определенного уровня знаний у читателя. Основная эмоция, которую они передавали читателю, — восторженная радость и гордость за правящую династию. Третье произведение представляет собой легкое для восприятия нравоучительное стихотворение с трогательным сюжетом, вызывающим чувства сострадания к ближнему и благодарности императору за его необычайное милосердие. Выбор этих достаточно заурядных с художественной точки зрения произведений продиктован стремлением автора продемонстрировать гипотезу о том, что габсбургский миф, акцентирующий достоинства представителей дома Габсбургов, в разной форме и на разных языках транслировался школьной молодежи, обладавшей различным уровнем образовательной подготовки, и, более того, служил эффективным средством воспитания верноподданства и династического патриотизма. Основная задача исследования заключается не в литературном или художественном анализе выбранных произведений, а в изучении такого типа литературы как исторического феномена и инструмента пропаганды, нацеленного на формирование верноподданнического мышления у полиэтничного и мультикультурного населения Габсбургской империи.
This article explores poems devoted to the dynastic festivities of the ruling House of Habsburg as one of the multiple instruments of fostering loyalty and dynastic patriotism, primarily in in-school youth who were regarded as future citizens of the Austrian Empire. The concepts of dynastic patriotism, Kaisertreue (literally, faithfulness to the emperor), Huldigungsschriften (literally, homage writings), the Habsburg myth, pietas Austriaca, and Habsburg propaganda provide the theoretical and methodological basis of the research. The author refers to three poems devoted to the wedding festivities of Emperor Francis Joseph and Elizabeth of Bavaria in 1854. Two of them — one of which is written in Hungarian and the other in German — are examples of the panegyric ode and were authored by schoolteachers. The third one is a moral poem, easy to understand, with a heartwarming storyline. All the three poems in question are quite ordinary in terms of literary and artistic merit. Their choice is motivated by the author’s desire to demonstrate through those Huldigungsschriften her hypothesis that the Habsburg myth which emphasised the virtues and all-encompassing benevolence of the Habsburg rulers was being transmitted in various formats and different languages to in-school youth in the lands of the Austrian monarchy to foster loyalty and dynastic patriotism. Rather than studying the three writings for their literary and artistic merit, the article mainly focuses on discussing this kind of poetry as a historical phenomenon and an instrument of propaganda which was aimed at developing a loyal and faithful population of the polyethnic and multicultural Habsburg Empire.
Ключевые слова: ГАБСБУРГСКАЯ МОНАРХИЯ
XIX ВЕК
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ
ШКОЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ
ПАНЕГИРИК
ГАБСБУРГСКИЙ МИФ
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛАСТИ
HABSBURG MONARCHY
19TH CENTURY
LOYALTY
DYNASTIC PATRIOTISM
IN-SCHOOL YOUTH
HABSBURG MYTH
REPRESENTATION OF POWER
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121708
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50510095
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.1.001
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-59-23005 «Монархия Габсбургов: новые направления в изучении экономического, социально-политического и национального развития композитарного государства Центральной Европы».
This study was funded by the Russian Foundation for Basic Research as part of research project 19-59-23005 “The Habsburg Monarchy: New Directions in the Study of the Economic, Socio-Political, and National Development of the Composite State of Central Europe”.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-01.pdf730,69 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.