Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121700
Название: Состав мастерской Казимира Малевича во Вторых Свободных государственных художественных мастерских (Москва, 1918–1919)
Другие названия: Kazimir Malevich’s Studio in the Second State Free Art Studios (Moscow, 1918–1919)
Авторы: Иванова-Веэн, Л. И.
Смекалов, И. В.
Ivanova-Veen, L. I.
Smekalov, I. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Иванова-Веэн Л. И. Состав мастерской Казимира Малевича во Вторых Свободных государственных художественных мастерских (Москва, 1918–1919) / Л. И. Иванова-Веэн, И. В. Смекалов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 214-224.
Аннотация: В статье раскрываются результаты изучения архивных документов (РГАЛИ, музей МАРХИ), которые содержат достоверные списки учащихся (подмастерьев) Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ). Эти уникальные учебные и творческие учреждения были организованы в Москве (1918) в результате авангардистской реформы специального образования. Впервые публикуются три взаимосвязанных списка московских учеников (подмастерьев) К. С. Малевича во Вторых СГХМ. Списки сопоставляются друг с другом. На этой основе комментируется история становления «индивидуальной» мастерской великого авангардиста. Педагогическая деятельность была неотъемлемой частью творческой биографии Малевича, но пока изучены только сравнительно поздние этапы его преподавания в Витебске и Петрограде (Ленинграде). Краткий, но насыщенный событиями московский этап (ноябрь 1918 г. — октябрь 1919 г.), когда принципы педагогики Малевича, собственно, и были сформированы, до сих пор не конкретизирован. Комментируются основные события двух учебных сезонов жизни «индивидуальной» мастерской, вплоть до отъезда Главного мастера в Витебск (октябрь 1919 г.). Конкретизируются личности московских подмастерьев, подчеркивается последовательность их появления в орбите Малевича. Уточняются творческие биографии известных ныне живописцев, скульпторов, архитекторов и дизайнеров: И. Завьялова, Г. Клуциса, З. Комиссаренко, Г. Крутикова, И. Кудряшова, И. Меерзона, А.-Я. Минчина, Т. Шапиро и др. Вокруг Малевича группировались также авторы практически забытые, но во многом определявшие общий культурный фон искусства авангарда. Благодаря публикуемым данным расширяются представления о школе Малевича, своеобразии его мастерской в Москве, объясняются специфические формы и контекст взаимодействия художников. Многие московские подмастерья Малевича сами стали организаторами СГХМ в регионах.
This study publishes the results yielded when examining archival materials (RGALI archive and MArhI Museum) containing authentic students (apprentices) lists of the Free State Art Studios. These unique artistic institutions were founded in 1918 in Moscow following the avant-garde reform of specialised education. This article publishes three interconnected lists of Moscow students (apprentices) of K. S. Malevich in the Second Free State Art Studios. The authors compare the lists with each other. With reference to them, the article examines the history of the formation of the “individual” workshop of the outstanding avant-garde artist. The pedagogical activity was an integral part of Malevich’s artistic biography, but so far only the relatively late stages of his teaching in Vitebsk and Petrograd (Leningrad) have been studied. The short but eventful Moscow stage (November 1918 — October 1919), which saw the formation of the principles of Malevich’s pedagogy, has not been studied previously yet. The authors comment on the main events of the two training seasons of the life of the “individual” workshop until the Headmaster’s departure to Vitebsk (October 1919). Additionally, the authors describe the personalities of the Moscow apprentices, illustrating the events behind their appearance in Malevich’s orbit. The article contains data on the artistic biographies of painters, sculptors, architects, and designers who are famous nowadays, i.e. I. Zavyalov, G. Klutsis, Z. Komissarenko, G. Krutikov, I. Kudryashov, I. Meerzon, A.-Ya. Minchin, T. Shapiro, etc. Also, nearly forgotten authors grouped around Malevich too, and to a considerable extent, they determined the general cultural background of avant-garde art. The data published help expand the idea about Malevich’s school and the originality of his workshop in Moscow, explaining the specific forms and context of the interaction among artists. Many of Malevich’s Moscow apprentices themselves became organisers of Free State Art Studios in the regions.
Ключевые слова: КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
ВТОРЫЕ СГХМ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ» МАСТЕРСКИЕ
УЧЕНИКИ-ПОДМАСТЕРЬЯ
УНОВИС
СУПРЕМАТИЗМ
ВХУТЕМАС
KAZIMIR MALEVICH
SECOND FREE STATE ART STUDIOS
“INDIVIDUAL” WORKSHOPS
APPRENTICES
UNOVIS
SUPREMATISM
VKHUTEMAS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121700
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50510108
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.1.014
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-14.pdf588,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.