Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121694
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorОйноткинова, Н. Р.ru
dc.contributor.authorOynotkinova, N. R.en
dc.date.accessioned2023-04-12T11:37:38Z-
dc.date.available2023-04-12T11:37:38Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationОйноткинова Н. Р. Теонимы высшего пантеона в фольклоре алтайцев / Н. Р. Ойноткинова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 121-135.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/121694-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 05.05.2022. Принята к печати: 26.01.2023.ru
dc.descriptionSubmitted: 05.05.2022. Accepted: 26.01.2023.en
dc.description.abstractВ статье на фольклорном материале рассматриваются теонимы высшего пантеона языческой традиции тюрков Южной Сибири: телеутов, теленгитов, алтай-кижи, чалканцев, тубаларов, кумандинцев. Актуальность исследования связана с повышенным интересом к тенгрианской религии у современных народов алтайской языковой семьи. Научная новизна состоит в применении этнолингвистического ономастического подхода в изучении теонимов алтайцев. Главным методом исследования является описательный метод, основанный на контекстуальном и семантическом анализе теонимов. Особое внимание уделяется внутренней форме и происхождению теонимов. Автор приходит к выводу, что высший пантеон у алтайцев сформировался на основе культа неба и представляет собой олицетворение небесных стихий, что созвучно многим развитым мифологическим системам древности. Верховным богом, относящимся к Верхнему миру, является Теҥери «Небо». Предметом деификации в алтайском фольклоре стали представления о природных стихиях и космических явлениях, олицетворяющих некую силу, способную повлиять на жизнь человека. Персонификация различных качеств и частей неба отразилась в наименованиях небесных божеств, в составных частях которых содержится лексема теҥери ‘небо’. Некоторые теонимы появились в результате олицетворения небесных явлений: грома, молнии, града. Отмечается, что процесс выделения различных божеств, воплощающих атрибутивные качества и характеристики верховного бога, — исторически более поздний этап в развитии политеизма, нежели время возникновения представлений о едином боге Тенгери. С принятием идей других мировых религий (буддизма, мусульманства и христианства), а также шаманизма с его политеизмом в культуре тюрко-монгольских народов происходило ранжирование статуса божеств Верхнего мира, в том числе статуса верховного бога Тенгери, место которого заняли другие теонимы.ru
dc.description.abstractThis article reveals the semantics and origin of theonyms of the highest pantheon of the pagan tradition of the Altaians (Teleuts, Telengits, Altai-Kizhi, Chalkans, Tubalars, and Kumandins) on the basis of folklore material. The relevance of the study is associated with an increased interest in Tengrian religion among the modern peoples of the Altaic language family. The innovative character of the research lies in the application of the ethnolinguistic onomastic approach to the study of theonyms of the Altaians. The main research method is a descriptive method based on the contextual and semantic analysis of theonyms. Particular attention is paid to the internal form and origin of theonyms. The author concludes that the highest pantheon among the Altaians was formed on the basis of the cult of the sky and represents the personification of the heavenly elements, which is akin to many developed mythological systems of antiquity. Teheri ‘Sky’ stands out as the Supreme God belonging to the Upper world. The subject of deification in Altai folklore was the idea of natural elements and cosmic phenomena, which are a kind of force that can affect a person’s life. The personification of various qualities and parts of the sky was reflected in various names of celestial deities, the constituent parts of which contain the lexeme Teheri ‘Sky’. Some theonyms appeared because of the personification of celestial phenomena: thunder, lightning, and hail. The author notes that the process of identifying various deities embodying various attributive qualities and characteristics of the supreme god seems to be a historically later stage in the development of polytheism than the time of the appearance of the idea of the one god Teheri ‘Sky’. With the adoption of the ideas of other world religions (Buddhism, Islam, and Christianity) and shamanism with its polytheism in the culture of the Turkic-Mongolian peoples, the status of the deities of the Upper World was ranked, including the status of the supreme god Teheri ‘Sky’, which was replaced by other theonyms.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1ru
dc.subjectТЕОНИМЫru
dc.subjectОНОМАСТИКАru
dc.subjectФОЛЬКЛОР АЛТАЙЦЕВru
dc.subjectМИФОЛОГИЯru
dc.subjectКОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫru
dc.subjectШАМАНСКИЕ ТЕКСТЫru
dc.subjectБОЖЕСТВА АЛТАЙЦЕВru
dc.subjectTHEONYMSen
dc.subjectONOMASTICSen
dc.subjectFOLKLORE OF THE ALTAIANSen
dc.subjectMYTHOLOGYen
dc.subjectCOSMOGONIC MYTHSen
dc.subjectSHAMANIC TEXTSen
dc.subjectDEITIES OF THE ALTAIANSen
dc.titleТеонимы высшего пантеона в фольклоре алтайцевru
dc.title.alternativeTheonyms of the Highest Pantheon in Folklore Texts of the Altaiansen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=50510102-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2023.25.1.008-
local.description.firstpage121-
local.description.lastpage135-
local.contributorОйноткинова, Надежда Романовнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-08.pdf751,56 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.