Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121680
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorХоруженко, Т. И.ru
dc.contributor.authorKhoruzhenko, Т.en
dc.date.accessioned2023-04-11T10:07:31Z-
dc.date.available2023-04-11T10:07:31Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationХоруженко Т. И. Палеофантастика П. Л. Драверта в «сибирском тексте» русской литературы / Т. И. Хоруженко // Quaestio Rossica. — 2023. — Т. 11, № 1. — С. 311-324.ru
dc.identifier.issn2311-911Xprint
dc.identifier.issn2313-6871online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/121680-
dc.descriptionThe article was submitted on 28.02.2022.en
dc.description.abstractИсследуется неоконченный роман П. Л. Драверта «Повесть о мамонте и ледниковом человеке» как пример жанра научной фантастики и палеофантастики. Целью статьи стало выявление в произведении Драверта констант, позволяющих вписать его в «сибирский текст» русской литературы, впервые выделенный В. И. Тюпой. Сибирь в русской культуре связана с несколькими представлениями: это край ссыльных, место смерти и возрождения, утопический рай и территория, где жили мамонты. В произведении Драверта все эти характеристики находят свое отражение. На рубеже XIX–ХХ вв. в русской литературе появляется несколько текстов о древних охотниках на мамонтов. Наибольшую роль в художественном интересе к ископаемой жизни сыграло развитие в этот период палеонтологии как науки. При этом произведение Драверта стоит особняком от других текстов схожей тематики: автор не погружает читателей в мир прошлого, а переносит древнего человека в Сибирь начала ХХ в. С помощью сравнительного анализа были выделены типичные черты палеофантастики русского модернизма (фигура мамонта, топос костра, нелокализованность во времени), а также новации, привнесенные Дравертом. В романе учитываются не только русские традиции изображения Сибири, но и традиция Жюля Верна. Сама фигура мамонта, чрезвычайно значимая для модернизма, тоже восходит к «сибирскому» и «пермскому» текстам (преданиям, распространенным в Сибири). Делается вывод о воспроизведении в тексте неоконченного романа констант, характерных для «сибирского текста», при изменении их функции: все устоявшиеся штампы начинают служить авантюрному сюжету в духе Жюля Верна.ru
dc.description.abstractThis article examines The Tale of the Mammoth and the Glacier Man, an unfinished novel by P. L. Dravert. The text is analysed from the point of view of prehistoric fiction and science fiction, as well as from the point of view of the reflection of constants basic for the “Siberian text” of Russian literature. The “Siberian text” was first put forward by V. I. Tyupa. In Russian culture, Siberia is connected with several ideas. It is a place for exiles, a place of death and resurrection, a utopian paradise, and a territory where mammoths lived. Dravert’s work contains all these characteristics. At the turn of the twentieth century, in Russian literature, there appear several texts about ancient mammoth hunters. It was possible due to the development of paleontology as a science. Dravert’s texts stand out from the texts on the same topic. The writer does not show the world of the past to the reader but brings the ancient man to early twentieth-century Siberia. With the help of comparative analysis, the author identifies typical features of the paleo-fiction of Russian modernism (the figure of a mammoth, the topos of a fire, non-localisation in time), as well as the innovations introduced by Dravert. The novel considers not only the Russian traditions of depicting Siberia but also the tradition of Jules Verne. The very figure of the mammoth, extremely significant for modernism, also goes back to the “Siberian” and “Permian” texts (traditions common in Siberia). The author concludes that the text reproduces the unfinished novel of the constants characteristic of the “Siberian text” when their function changes: all established clichés begin to serve as an adventure plot in the spirit of Jules Verne.en
dc.description.sponsorshipРабота выполнена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук МК‑6131.2021.2 «Творческое наследие уральских поэтов и писателей в контексте исторических вызовов рубежа XIX–XX вв.».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofQuaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 1en
dc.subjectПАЛЕОФАНТАСТИКАru
dc.subjectФАНТАСТИКАru
dc.subjectМОДЕРНИЗМru
dc.subject«СИБИРСКИЙ ТЕКСТ»ru
dc.subjectАВАНТЮРНЫЙ РОМАНru
dc.subjectДРАВЕРТ П. Л.ru
dc.subjectPREHISTORIC FICTIONen
dc.subjectSCIENCE FICTIONen
dc.subjectMODERNISMen
dc.subject“SIBERIAN TEXT”en
dc.subjectADVENTURE NOVELen
dc.subjectDRAVERT P. L.en
dc.titleПалеофантастика П. Л. Драверта в «сибирском тексте» русской литературыru
dc.title.alternativeP. L. Dravert’s Prehistoric Science Fiction in the “Siberian Text” of Russian Literatureen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=50505685-
dc.identifier.doi10.15826/qr.2023.1.791-
local.contributor.employeeХоруженко, Татьяна Игоревнаru
local.description.firstpage311-
local.description.lastpage324-
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2023_20.pdf357,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.