Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121365
Название: | Апология избыточности в этике Э. Левинаса |
Другие названия: | Apology of Redundancy in the Ethics of E. Levinas |
Авторы: | Смирнов, А. Е. Smirnov, A. Ye. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Ural Federal University Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Смирнов А. Е. Апология избыточности в этике Э. Левинаса / А. Е. Смирнов // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 3-4. — С. 25–40. |
Аннотация: | Цель статьи — показать, каким образом Э. Левинас раскрывает пре-онтологические возможности этического отношения, которое строится не по принципу тотализирующего логоса и порядка, подавляющего и подавляемого, а по принципу «отношения без отношений» и имеет выраженные методологические последствия. В первой части реконструирована критика Левинасом классической онтологической традиции, неизбежно редуктивной по отношению к объекту исследования. В частности, отношение к другому здесь заменяется нейтральным бытием. Другой в результате теряет свою инаковость. Далее проблема «неосредненного» подхода к Другому решается, во-первых посредством отношения лицом к лицу с радикально иным, и во-вторых, за счет отказа мыслить человеческое исключительно в соотношении с бытием. Именно в отношении лицом-к-лицу Левинас обнаруживает пафос, неподвластный онтологии, отсылающий за пределы бытия. Левинас формулирует парадоксальный тезис: этика предшествует онтологии, этическое отношение предшествует онтологическому. В заключительной части ставится вопрос о способе данности Другого. Бесконечный Другой не нуждается в том, чтобы соответствовать истине как соответствию бытия и мышления. Социальная гетерология, отчасти развивающая подход Левинаса, видит Другого как событие. Другой в событии не может стать объектом; событие манифестируется безличными, множественными, безотносительными элементами и отношениями. Событие Другого дано, но не чувственной или интеллектуальной интуиции. Оно всегда несравненно более непосредственно, нежели всякое видимое, феноменальное, проявленное. Автор приходит к выводу, что социальная гетерология представляет собой наиболее адекватное развитие ряда положений Э. Левинаса. Понятие события, преодолевающее ряд метафизических оппозиций, открывает возможность создания познавательных моделей, ориентированных на выявление имманентной логики исследуемых объектов. Тезис о первичности этики перед онтологией нужно понимать как радикальную методологическую установку, призывающую принимать во внимание тот факт, что человеческое отношение к реальности выходит далеко за пределы теоретического созерцания. The purpose of the article is to show how E. Levinas reveals the preontological possibilities of an ethical relationship, which is built not on the principle of a totalizing logos and order, overwhelming and suppressed, but on the principle of “relationship without relationship”, and has pronounced methodological consequences. The first part reconstructs Levinas’ criticism of the classical ontological tradition, which is inevitably reductive in relation to the object of study. In particular, the relation to the Other is here replaced by a neutral being. The Other loses its otherness as a result. Next, the problem of a “non-averaged” approach to the Other is solved, firstly, through a face-to-face relationship with a radically different one, and secondly, by refusing to think the human exclusively in relation to being. It is in the face-to-face relationship that Levy reveals us to pathos that is not subject to ontology, sending us beyond the limits of being. Levinas formulates a paradoxical thesis: ethics precedes ontology, ethical attitude precedes ontological one. In the final part, the question is raised about the way the Other is given. The Infinite Other does not need to correspond to truth as a correspondence of being and thinking. Social heterology, partly developing the approach of Levinas, sees the Other as an event. The Other in an event cannot become an object; the event is manifested by impersonal, multiple, irrelevant elements and relations. The event of the Other is given, but not to sensual or intellectual intuition. It is always incomparably more immediate than anything visible, phenomenal, manifest. The author comes to the conclusion that social heterology is the most adequate development of a number of provisions of E. Levinas. The concept of an event, which overcomes a number of metaphysical oppositions, opens up the possibility of creating cognitive models oriented towards revealing the immanent logic of the objects under study. The thesis about the primacy of ethics over ontology should be understood as a radical methodological setting that calls for taking into account the fact that the human relationship to reality goes far beyond the limits of theoretical contemplation. |
Ключевые слова: | ОНТОЛОГИЯ СОБЫТИЕ ОТНОШЕНИЕ БЕЗ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ГЕТЕРОЛОГИЯ ДРУГОЙ БЕСКОНЕЧНОЕ ONTOLOGY EVENT RELATION WITHOUT RELATIONS SOCIAL HETEROLOGY OTHER INFINITE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121365 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50355362 |
ISSN: | 2782-5914 2782-5906 |
DOI: | 10.15826/koinon.2022.03.3.4.028 |
Источники: | Koinon. 2022. Т. 3. № 3-4 |
Располагается в коллекциях: | KOINON |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
k_3-4_2022_02.pdf | 303,28 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.