Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121318
Название: | Кадры технологического суверенитета России – прежние проблемы и назревшие решения |
Другие названия: | The Personnel of Russian Technological Sovereignty: Former Problems and Immediate Solutions |
Авторы: | Блинова, Т. Н. Коваленко, А. А. Семионова, Е. А. Федотов, А. В. Шевцов, Е. С. Blinova, T. N. Kovalenko, A. A. Semionova, E. A. Fedotov, A. V. Shevtsov, E. S. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Кадры технологического суверенитета России – прежние проблемы и назревшие решения / Т. Н. Блинова, А. А. Коваленко, Е. А. Семионова, А. В. Федотов, Е. С. Шевцов // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 4. — С. 37-55. — DOI: 10.15826/umpa.2022.04.029 |
Аннотация: | Данная исследовательская статья посвящена оценке соответствия количественных и структурных показателей подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики страны, определению основных направлений обеспечения экономики профессиональными кадрами и вытекающих из них задач, которые встают перед вузами. Цель статьи – сопоставить различные показатели структуры и численности выпуска специалистов с высшим образованием в России и странах ОЭСР (по направлениям подготовки) и сложившиеся в этой сфере тенденции, а также выявить причины структурного и количественного несоответствия подготовки профессиональных кадров в России и потребности в них. В ходе исследования анализируются показатели объемов и структуры выпуска специалистов с высшим образованием по направлениям подготовки в странах ОЭСР и в России, соответствие показателей структуры подготовки кадров в России в отраслевой структуре валовых региональных продуктов и структуре занятости по видам экономической деятельности. Дополнительно проанализированы показатели подготовки кадров с высшим образованием в расчете на десять тысяч населения и на объем ВВП для России, Германии и США. Отдельные результаты дополнительного анализа допускают противоречивое толкование, в статье формулируются гипотезы, позволяющие исключить полученные противоречия. Важный результат, обоснованный в статье – сохранение на среднесрочный период дефицита кадров с высшим образованием, в то время как рост численности занятых в экономике профессиональных кадров призван компенсировать невысокий уровень производительности труда, обусловленный отставанием научно-технологического развития экономики. По результатам анализа авторами предложены механизмы компенсации дефицита специалистов с высшим образованием, из которых вытекают актуальные задачи управления вузами. Их решение выдвигается на первый план в текущей работе вузовских руководителей всех уровней. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания РАНХиГС и может представлять интерес для вузовских руководителей и работников, а также для исследователей, специализирующихся на вопросах экономики высшего образования. This research article is devoted to assessing the compliance of quantitative and structural indicators of the personnel higher education with the needs of the country’s economy. The authors try to determine the main directions for providing the economy with professional staff and the resulting tasks that universities face. The purpose of this article is to compare various indicators of the structure with higher-educated graduates’ number in Russia and in OECD countries (by areas of training), to find out the trends in this sphere, and to identify the reasons for the structural and quantitative discrepancy between the training of professional personnel in Russia and the need for them. There is studied the correspondence of the personnel training structure indicators in Russia by integrated groups of specialties to the predicted indicators of the sectoral structure of gross regional products and employment by types of economic activity. The article also analyzes the indicators of higher educated personnel training per ten thousand people and per GDP for Russia, Germany and the United States. Some results of additional analysis might be interpreted in different ways; the authors’ hypotheses make it possible to eliminate the possible contradictions obtained. An important result substantiated in the article is the medium-term shortage of personnel with higher education, as the number of professional personnel employed in the economy grows to compensate for the low level of labor productivity, the latter happening due to the scientifically and technologically lagging economy. Based on the results of the analysis, there are proposed higher-educated specialists’ shortage compensation mechanisms. This is wherefrom the urgent tasks of university management arise, their solution being of the utmost importance in the current work of university leaders at all levels. The article might be of interest for university leaders and employees, as well as for researchers specializing in the economics of higher education. |
Ключевые слова: | ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРЫ ДЕФИЦИТ СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ HIGHER EDUCATION PERSONNEL SHORTAGE TRAINING STRUCTURE RETRAINING PRODUCTIVITY TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121318 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
DOI: | 10.15826/umpa.2022.04.029 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2022. Том 26. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2022_4_005.pdf | 2,75 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons