Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121309
Название: Doctoral Education in Post-Soviet Countries: From a Unified Model to Variety of Approaches
Другие названия: Опыт подготовки аспирантов в странах постсоветского региона: от единой модели к разнообразию подходов
Авторы: Сотникова, М. И.
Sotnikova, M. I.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Sotnikova M. I. Doctoral Education in Post-Soviet Countries: From a Unified Model to Variety of Approaches / M. I. Sotnikova // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 3. — С. 67-82. — DOI: 10.15826/umpa.2022.03.022
Аннотация: В статье анализируется институциональный ландшафт аспирантуры СССР последних лет существования, а также стран постсоветского пространства современности. В работе описывается практика подготовки научных кадров в странах постсоветского пространства, выделяются общие характеристики, обусловленные наследием советской системы, и особенности моделей отдельных стран. Эмпирическую базу исследования формируют архивные статистические данные СССР, нормативно-правовые акты и данные статистических служб, министерств и ведомств постсоветских стран. С помощью статистического анализа осуществляется оценка институциональной структуры и масштабов аспирантских школ, выбранных для исследования стран. Ключевым ограничением является дефицит необходимых для анализа статистических данных и нормативно-правовых актов по ряду стран. В результате исследования выявлено, что большинство постсоветских стран сохраняют черты советской аспирантуры по сей день. При этом на общем фоне выделяются страны Прибалтики, а также Грузия и Казахстан, чьи модели институционального устройства кардинальным образом отличаются от модели аспирантуры СССР.
The article analyses the institutional landscape of doctoral education in the Soviet Union in the last years of its existence as well as in the countries of the post-Soviet space. We describe the practice of academic personnel training in the post-Soviet countries, highlighting the general characteristics determined by the Soviet legacy, along with the unique patterns of the countries. The empirical base of the study is formed by the Soviet Union archival statistical data, legal acts, and data of the statistical services, ministries, and departments of the post-Soviet countries. Statistical analysis is used to assess the institutional structure and scale of the postgraduate schools in the considered countries. The research reveals that most of the post-Soviet countries have preserved the features of the Soviet postgraduate school, while very few countries have created models of institutional structure with a fundamentally different configuration of doctoral education in comparison with the Soviet Union.
Ключевые слова: ДОКТОРАНТУРА
ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ НАУК
ПОСТСОВЕТСКИЙ РЕГИОН
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУЧНЫЕ СЕКТОРЫ
DOCTORAL EDUCATION
PHD TRAINING
POST-SOVIET REGION
HIGHER EDUCATION AND SCIENCE SECTORS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121309
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 49905000
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2022.03.022
Сведения о поддержке: Исследование проводилось при поддержке Российского научного фонда (Проект № 20-18-00140).
Карточка проекта РНФ: 20-18-00140
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2022. Том 26. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2022_3_007.pdf1,64 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons