Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121307
Название: Потенциал малых инновационных предприятий вузов России в развитии инновационной экономики
Другие названия: The Potential of Russian Universities’ Small Innovative Enterprises in an Innovative Economy
Авторы: Кузнецова, Ю. А.
Шмакова, М. В.
Kuznetsova, Yu. A.
Shmakova, M. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Кузнецова Ю. А. Потенциал малых инновационных предприятий вузов России в развитии инновационной экономики / Ю. А. Кузнецова, М. В. Шмакова // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 3. — С. 48-66. — DOI: 10.15826/umpa.2022.03.021
Аннотация: С целью выявления потенциала малых инновационных предприятий (МИП) вузов России в развитии инновационной экономики и активизации инновационной деятельности регионов в данной исследовательской статье анализируется набор показателей по регионам и федеральным округам страны. Показатели были собраны по следующим направлениям: уровень инновационной активности регионов, место вузов в рейтинге, год появления МИП, принадлежность МИП вузу, федеральному округу, региону, вид деятельности, выручка, комплексный показатель надежности МИП, риски. Для определения степени территориальной дифференциации функционирования МИП авторами предложен показатель «количество МИП на 1 вуз, ед./вуз». Объектом исследования выступили 1950 МИП из 422 вузов страны. Исследование основано на данных рейтинга вузов, подготовленного при поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Информационной системы по учету и мониторингу МИП научно-технической и образовательной сферы, Федеральной службы государственной статистики, портала проверки контрагентов Rusprofile.ru, а также материалах действующих стратегий социально-экономического развития регионов России. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время МИП не могут в полной мере проявить себя в качестве локомотивов развития наукоемкого, инновационного бизнеса, инструмента повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и инновационной активности регионов и сформировать опорный каркас инновационной экономики. Возможными направлениями решения указанной проблемы является развитие эффективных механизмов сбора, обобщения и тиражирования лучших практик организации деятельности МИП в вузах, а также привлечения к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава. Результаты исследования представляют интерес для региональных органов исполнительной власти, руководителей университетов и менеджмента малых инновационных предприятий в вузах.
The aim of this paper is to identify the potential of Russian universities’ small innovative enterprises (SIEs) in developing an innovative economy and in intensifying the innovative activity of the regions. The authors analyze a set of indicators for the regions and federal districts of the country by the level of a region’sinnovative activity; the universities’ place in the ranking; the year of SIE’s appearance; its belonging to the university, to the federal district, to the region; type of activity; revenue; the complex indicator of SIE’s reliability and its risks. To find out how territorially different the SIE’s functioning is, the authors proposed the indicator «the number of SIE per 1 university, unit/university». The object of the study were 1950 SIEs from 422 universities of the country. The study is based on the data of the university ranking prepared with the support of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, the Information System for Accounting and Monitoring of SIE in the Scientific, Technical and Educational Spheres, the Federal State Statistics Service, the Portal for Checking Counterparties (Rusprofile.ru), as well as on the current strategies for the social and economic development of Russian regions. The results of the study indicate that today SIEs cannot fully manifest themselves as locomotives to develop knowledge-intensive, innovative business, a tool for increasing a region’sinnovative activity and the competitiveness of educational institutions. Neither can they form the supporting framework of an innovative economy. A possible way to solve this problem is to develop effective mechanisms for collecting, summarizing and replicating the best practices for organizing SIE’s activities within the universities, as well as for involving professors in innovative activities. The results of the study might be of interest to regional executive authorities, to university leaders and to those who manage small innovative enterprises in higher education institutions.
Ключевые слова: МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
РЕЙТИНГ ВУЗОВ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ
САНКЦИИ
SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES
INNOVATIVE ACTIVITY
INNOVATIVE POTENTIAL
UNIVERSITY RANKINGS
TECHNICAL UNIVERSITIES
SANCTIONS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121307
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 49904999
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2022.03.021
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук на 2022 год (№ 075-03-2022-001).
The research was supported by the government fund to the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences for 2022, no. 075-03-2022-001.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2022. Том 26. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2022_3_006.pdf918,58 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons