Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120441
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorПоршнева, О. С.ru
dc.contributor.authorPorshneva, O. S.en
dc.date.accessioned2023-01-18T17:47:04Z-
dc.date.available2023-01-18T17:47:04Z-
dc.date.issued2022-
dc.identifier.citationПоршнева О. С. Гендерный фактор в российской пропаганде образа союзника в условиях Первой мировой войны / О. С. Поршнева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 4. — С. 9-24.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/120441-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 12.01.2022. Принята к печати: 21.10.2022.ru
dc.descriptionSubmitted: 12.01.2022. Accepted: 21.10.2022.en
dc.description.abstractСтатья посвящена анализу роли гендерного фактора в пропаганде образа союзника в условиях Первой мировой войны. Автор показывает, что в дореволюционный период участия России в войне просоюзническая пропаганда использовалась как инструмент патриотической политической мобилизации общества. Главным сюжетом такой пропаганды стали успехи союзников, прежде всего Англии и Франции, в мобилизации материальных и человеческих ресурсов в интересах войны, достижения этих стран в деле организации тыла. В публикациях прессы широко использовался гендерный язык, образы маскулинности и феминности как образцы должного мужского и женского участия в войне, патриотических усилий мужчин и женщин. Концепты идеальной мужественности в пропаганде образа союзника включали сознательную гражданскую позицию, решительность, энергию как главные атрибуты мужчины в условиях «домашнего фронта» войны нового индустриального типа. Образцом в деле национальной мобилизации в пропаганде российских СМИ до февраля 1917 г. служила Великобритания, а ее лидеры, как и главы правительств других частей Британской империи, становились персональными воплощениями мужественности. В противовес им позиция В. Вильсона до вступления США в войну рассматривалась как униженная и смиренная, что содержало негативные гендерные коннотации и противоречило идеалу мужественности. Образы женщин союзных наций играли в патриотической мобилизации особую, важную роль, воплощая самоотверженность как традиционный идеал феминности, одновременно вовлекая новые коннотации и смыслы, связанные с активной и инициативной позицией женщин в условиях войны нового типа. В период Революции 1917 г. в ситуации растущего разочарования в войне пропаганда мобилизационных усилий союзников перестала быть популярным сюжетом российского общественно-политического дискурса. Предпринимаемые самими союзниками титанические пропагандистские усилия также не дали результата. Общественный запрос на гендерное равенство, актуализированный Революцией, нашел воплощение в движении по формированию женских батальонов, ставшем и проявлением патриотической гражданской позиции женщин. Несмотря на преимущественно пропагандистское, а не военное значение, это движение также не сработало как инструмент патриотической мобилизации, продемонстрировав устойчивость гендерных стереотипов и усталость общества от войны.ru
dc.description.abstractThis article analyses the role of the gender factor in promoting the image of an ally in the conditions of the First World War. The author shows that in the prerevolutionary period of Russia’s participation in the war, pro-allied propaganda was used as an instrument of patriotic political mobilisation of society. The main plot of such propaganda was the successes of the allies, primarily England and France, in mobilising material and human resources in the interests of the war, and the achievements of those countries in organising the rear. In the publications of the press, gender language was widely used, as well as images of masculinity and femininity as examples of proper male and female participation in the war, and the patriotic efforts of men and women. The concepts of ideal masculinity used in promoting the image of an ally included the ideas of a responsible civic attitude, decisiveness, and energy as the main attributes of a man in the conditions of the “home front” of a new industrial war. Until the February Revolution of 1917, Great Britain served as a model when it came to national mobilisation in the propaganda of the Russian media, and its leaders, like the heads and representatives of the British Empire governments, became personal incarnations of masculinity. In contrast to them, the position of W. Wilson before the US entered the war was viewed as humiliating and humble, which contained negative gender connotations and contradicted the ideal of masculinity. The images of the allied nations’ women played a special role in patriotic mobilisation, embodying selflessness as the traditional ideal of femininity, while simultaneously involving new connotations and meanings associated with the proactive position of women in a new type of war. During the Revolution of 1917, in a situation of growing disillusionment with the war, the propaganda of the mobilisation efforts of the allies ceased to be a popular subject of Russian socio-political discourse. Titanic propaganda efforts undertaken by the allies themselves also failed. The public demand for gender equality actualised by the Revolution manifested itself in the movement to form women’s battalions, which also became a demonstration of the patriotic civic position of women. Despite its predominantly propagandistic rather than military significance, this movement also did not work as an instrument of patriotic mobilisation, showing the persistence of gender stereotypes and society’s weariness from war.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 22-28-00201 «Гендерный фактор политической мобилизации в условиях Первой мировой войны: Россия, Франция, Германия».ru
dc.description.sponsorshipThe topic was supported by the Russian Science Foundation grant 22-28-00201 “The Gender Factor of Political Mobilisation under the Conditions of the First World War: Russia, France, Germany”.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 4ru
dc.subjectПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНАru
dc.subjectПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯru
dc.subjectОБРАЗ СОЮЗНИКАru
dc.subjectГЕНДЕРru
dc.subjectМАСКУЛИННОСТЬru
dc.subjectФЕМИННОСТЬru
dc.subjectWORLD WAR Ien
dc.subjectPOLITICAL MOBILISATIONen
dc.subjectIMAGE OF AN ALLYen
dc.subjectGENDERen
dc.subjectMASCULINITYen
dc.subjectFEMININITYen
dc.titleГендерный фактор в российской пропаганде образа союзника в условиях Первой мировой войныru
dc.title.alternativeGender Factor in the Russian Propaganda of the Ally’s Image during World War Ien
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=50108449-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2022.24.4.061-
local.contributor.employeeПоршнева, Ольга Сергеевнаru
local.description.firstpage9-
local.description.lastpage24-
local.fund.rsf22-28-00201-
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-4-01.pdf170,69 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.