Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120285
Название: Уральская поэтическая школа: фантом или реальность
Другие названия: The Ural Poetic School: Phantom or Reality
Авторы: Подлубнова, Ю. С.
Podlubnova, Yu. S.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Подлубнова Ю. С. Уральская поэтическая школа: фантом или реальность / Ю. С. Подлубнова // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 5. — С. 1836-1851.
Аннотация: В статье проблематизируется употребление описательной конструкции «современная уральская поэзия», обозначающей поэтическое пространство конкретного региона, и рассматривается уральская поэзия в контексте русскоязычной литературы или русскоязычной поэзии, которые могут быть поняты по-разному: как сегмент внутри региональной литературы или как культурное пространство, существующее поверх территорий и какой-либо сетки границ. Значение имеет глобализированная концепция, фактически снимающая жесткую для русской культуры оппозицию «центр – провинция». Анализ уральской поэзии подобным концептуальным алгоритмом актуализирует ряд вопросов: насколько региональная специфика может быть определяющей для поэзии Урала, и что составляет эту специфику (поэтика, уральская идентичность, набор уральских мифов или устройство поэтического сообщества)? Как манифестируются границы уральской поэзии? Какова степень ее соотнесенности с тем, что делается за пределами региона? Важнейшие ответы на эти вопросы давал проект поэта и литературтрегера В. О. Кальпиди «Уральская поэтическая школа (УПШ) / Уральское поэтическое движение». Рассмотрены концептуальная база проекта и те существенные теоретические и практические сдвиги, которые произошли за более чем два десятилетия его существования, особенно после появления в конце 2010‑х гг. поэтических проектов под брендом «InВерсия», которые представили альтернативный взгляд на развитие уральской поэзии. Именно в этом поколенческом и мировоззренческом разломе обозначился момент различения современной уральской поэзии и русскоязычной поэзии Урала. Замкнутое поэтическое пространство с осязаемыми границами, собственной структурой и логикой развития и претендующее на роль центра, как изначально мыслилась УПШ, превратилось в пространство, являющееся органичной частью чего-то большего, децентрализованного. Подчеркивается, что взгляд на поэзию Урала как на сегмент современной русскоязычной поэзии позволяет пересмотреть сложившийся набор мифов и представлений и дает более точные инструменты ее описания.
This article problematises the use of the “modern Ural poetry” descriptive construction denoting the poetic space of a particular region and considers Ural poetry in a broader context of Russian-language literature. They can be understood differently depending on the researcher’s approach and the research methodology. Thus, it may be regarded as a segment within regional literature, regional poetry, or as a cultural space that exists over territories and borders. What matters is the globalised concept which resolves the opposition between the centre and the province, which is imperative for Russian culture. The analysis of Ural poetry in such a conceptual framework actualises several issues. More particularly, to what extent can regional specificity be decisive for the poetry of the Urals? And what makes up this specificity: poetics, Ural identity, a set of Ural myths, or the structure of a poetic community? How are the boundaries of Ural poetry manifested? What is the degree of its correlation with what is done outside the region? The Ural Poetry School, a project of poet and literary manager V. O. Kalpidi, gives the most important answers to these questions. The article considers the conceptual basis of the project and those significant theoretical and practical changes that have taken place over more than two decades of its existence, especially after the emergence of poetic projects under the InVersiya brand in the late 2010s which presented an alternative view of the development of Ural poetry. This generational and worldview gap fostered the distinction between modern Ural poetry and the Russian-language poetry of the Urals. A closed poetic space with tangible boundaries, its structure and logic of development, which claimed to be the Centre as originally thought by the UPS, has turned into a space that is an organic part of something larger and decentralised. The article emphasises that the view of the poetry of the Urals as a segment of modern Russian-language poetry makes it possible to revise the existing set of myths and ideas and provides more accurate tools for describing it.
Ключевые слова: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XXI В.
СОВРЕМЕННАЯ УРАЛЬСКАЯ ПОЭЗИЯ
ПОЭЗИЯ УРАЛА
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПОЭЗИЯ
УРАЛЬСКАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
21ST-CENTURY RUSSIAN POETRY
MODERN URAL POETRY
POETRY OF THE URALS
RUSSIAN-LANGUAGE POETRY
URAL POETRY SCHOOL
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120285
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50046648
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2022.5.764
Источники: Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 5
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_5_2022_16.pdf2,17 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.