Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120280
Название: Выпускники Морской академии на горных заводах Урала: служба и судьба
Другие названия: Naval Academy Graduates at Ural Mining Plants: Service and Destiny
Авторы: Цеменкова, С. И.
Tsemenkova, S. I.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Цеменкова С. И. Выпускники Морской академии на горных заводах Урала: служба и судьба / С. И. Цеменкова // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 5. — С. 1753-1769.
Аннотация: Представлен анализ просопографических данных, касающихся судеб воспитанников Морской академии. На основе сведений архивных документов, выявленных в фондах РГАДА и ГАСО, воссозданы события жизненного и карьерного пути выпускников академии, служивших в системе горнозаводской администрации Урала в 1720–1750‑х гг. Представлены данные о численном составе выпускников, их происхождении, материальном статусе, условиях прохождения службы, успехах и неудачах, достижениях к концу карьеры. Использование методов историко-генетического анализа и подходов новой биографической истории позволило проследить механизмы адаптации вчерашних учеников к реалиям горнозаводской службы, исследовать историю их обучения горным наукам и специфике администрирования промышленного хозяйства региона. В центре внимания находятся также и карьерные стратегии выпускников. Показано, что успешность продвижения по карьерной лестнице зависела не только от полученных в академии знаний и навыков, но и от личных способностей молодых служителей, а также от их социальных связей и материальных возможностей. Особой темой стала история увольнения горных офицеров от службы: представлен список тех, кто вышел в отставку по причине заболеваний или увечий, а также перечень тех, кто умер на службе. Затрагивается тема тягот горнозаводской службы и проистекавшего из этого негативного поведения горных офицеров. Сделан вывод, что выпускники Морской академии наравне с воспитанниками других военно-учебных заведений России сформировали на Урале особую страту грамотных горнозаводских руководителей, сыгравших важнейшую роль в истории модернизации горнорудной промышленности региона.
This article analyses the prosopographic data concerning the fate of Navy Academy graduates. Based on information from archival documents found in the RGADA and GASO funds, the author examines the events of the life and career path of the academy graduates who served in the mining administration of the Urals in the 1720s‑50s. Also, the article presents data on the number of graduates, their descent, material status, conditions of service, successes, failures, and achievements by the end of their careers. Methods of historical genetic analysis and approaches of new biographical history make it possible to trace the mechanisms of adaptation of recent graduates to the realities of mining service and study the history of their education in mining sciences and the specifics of administration of the industrial economy of the region. The article also focuses on the graduates’ career strategies. Their success in moving up the career ladder was influenced not only by the knowledge and skills acquired at the academy but also by the personal talents and abilities of young specialists, as well as their social connections and material opportunities. An important topic is the history of the dismissal of mountain officers from service: the work presents a list of those who retired due to illness or injury and a list of those who died in the service. The author considers the hardships of mining service and mountain officers’ behavioural disorders resulting from it. Referring to specific biographies, the author studies the directions of mining service and the practice of using graduates’ talents and abilities in various areas. The author concludes that graduates of the Naval Academy, along with students of other military educational institutions in Russia, formed a stratum of competent mining managers in the Urals, who played a crucial role in the history of the modernisation of the mining industry in the region.
Ключевые слова: МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII В
ДВОРЯНСТВО
ГОРНЫЕ ОФИЦЕРЫ
ГОРНОЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ИСТОРИЯ УРАЛА XVIII В
NAVAL ACADEMY
HISTORY OF EDUCATION IN THE 18TH CENTURY
NOBILITY
MINING OFFICERS
MINING INDUSTRY
HISTORY OF THE 18TH-CENTURY URALS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/120280
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50046643
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2022.5.759
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00233 «Екатеринбург в 1733 г.: историко-антропологическая и архитектурно-пространственная реконструкция»).
Источники: Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 5
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_5_2022_11.pdf363,37 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.