Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/119839
Название: | Османское присутствие в Фессалонике в 1387–1402 гг. в оценках поздневизантийских интеллектуалов |
Другие названия: | Ottoman Presence in Thessalonike in 1387–1402: The View of Late Byzantine Intellectuals |
Авторы: | Жигалова, Н. Э. Zhigalova, N. E. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Жигалова Н. Э. Османское присутствие в Фессалонике в 1387–1402 гг. в оценках поздневизантийских интеллектуалов / Н. Э. Жигалова // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. — Вып. 50. — С. 341-356. |
Аннотация: | Cтатья посвящена изучению взглядов поздневизантийских писателей на проблему османского присутствия в Фессалонике в 1387–1402 гг. По материалам произведений архиепископов города Исидора Главы (1380–1396) и Симеона (1416/17–1429), а также наместника Фессалоники в 1382–1387 гг. Мануила Палеолога анализируются обстоятельства, предшествовавшие сдаче города османам, а также причины, приведшие к передаче Фессалоники под власть турок. В ходе исследования установлено, что отсутствие помощи из Константинополя, тяготы осады (1383–1387), а также бегство из города деспота Мануила и архиепископа Исидора Главы привели к добровольной сдаче Фессалоники туркам. В административном смысле в городе не произошло значительных изменений, и городской совет продолжал функционировать. Однако вопреки соглашению, предоставлявшему христианскому населению Фессалоники ряд налоговых льгот и религиозную неприкосновенность, многие храмы в городе подверглись разграблению, а горожане вскоре лишились обещанных ранее налоговых привилегий и были обязаны уплачивать «налог кровью», т. е. участвовать в системе девширме. Архиепископы, стремясь отвратить свою паству от сотрудничества с османскими завоевателями, в своих проповедях призывали горожан избегать контактов с турками и осуждали заключаемые в Фессалонике браки с мусульманами, угрожавшие, по их мнению, религиозной идентичности ромеев. Однако в условиях, когда Фессалоника находилась под властью османов, а близлежащие земли активно осваивали турецкие переселенцы, с которыми необходимо было взаимодействовать, увещевания церковных иерархов не находили отклика у населения, желавшего спокойной и мирной жизни. This article addresses the views of Late Byzantine writers on the problem of the Ottoman presence in Thessalonike in 1387–1402. Taking the materials from the works of the archbishops of the city Isidore Glabas (1380–1396) and Symeon (1416/17–1429), as well as Manuel Palaiologos, the governor of Thessalonike in 1382–1387, into account, this study analyses the circumstances that preceded the surrender of the city to the Ottomans, as well as the reasons that led to the transfer of Thessalonike under the rule of the Turks. The author concludes that the lack of assistance from Constantinople, the hardships of the siege (1383–1387), and the flight from the city of Despot Manuel and Archbishop Isidore Glabas led to the voluntary surrender of Thessalonike to the Turks. There were no significant changes in the city administration, and the city council continued working. However, in defiance of the agreement providing the Christian population of Thessalonike with a number of tax benefits and religious immunity, many churches in the city were looted, and the townspeople soon lost the previously promised tax privileges and were obliged to pay the “blood tax,” i. e. to participate in the devşirme system. Trying to turn their flocks away from cooperation with the Ottoman conquerors, the archbishops in their sermons urged the townspeople to avoid contact with the Turks and condemned marriages with Muslims contracted in Thessalonike as these, in their opinion, threatened the Romaioi’s religious identity. However, under the conditions of Thessalonike being under the rule of the Ottomans, the Turkish settlers actively developing the nearby lands, and the Romaioi having to interact with the Turks, the exhortations of church hierarchs did not find a response from the population wanting calm and peaceful life. |
Ключевые слова: | ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ ФЕССАЛОНИКА МАНУИЛ II ПАЛЕОЛОГ ИСИДОР ГЛАВА СИМЕОН ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ ОСМАНЫ ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ LATE BYZANTIUM THESSALONIKE MANUEL II PALAIOLOGOS ISIDORE GLABAS SYMEON OF THESSALONIKE OTTOMANS OTTOMAN CONQUESTS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/119839 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=49957256 |
ISSN: | 0320-4472 2687-0398 |
DOI: | 10.15826/adsv.2022.50.020 |
Сведения о поддержке: | Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 20-78-00138 «Этно-религиозные меньшинства в Поздней Византии: проблема интеграции и обособления». This research is supported by the Russian Science Foundation, project no 20-78-00138 The Ethno-religious Minorities in Late Byzantium: The Problem of Integration and Isolation. |
Карточка проекта РНФ: | 20-78-00138 |
Источники: | Античная древность и средние века. 2022. Вып. 50 |
Располагается в коллекциях: | Античная древность и средние века |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
adsv-50-20.pdf | 453,59 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.