Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119837
Название: «Отвратительная еда, плохой хлеб и безмерное пьянство»: трапезы турок, монголов и латинян глазами поздневизантийских авторов
Другие названия: “Disgusting Food, Bad Bread, and Immeasurable Drunkenness”: The Meals of the Turks, Mongols and Latins through the Eyes of Late Byzantine Authors
Авторы: Охлупина, И. С.
Okhlupina, I. S.
Дата публикации: 2022
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Охлупина И. С. «Отвратительная еда, плохой хлеб и безмерное пьянство»: трапезы турок, монголов и латинян глазами поздневизантийских авторов / И. С. Охлупина // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. — Вып. 50. — С. 312-325.
Аннотация: Статья посвящена анализу сообщений поздневизантийских авторов о пищевых традициях и предпочтениях турок, монголов и латинян по материалам сочинений Мануила II Палеолога, Георгия Пахимера, Константина Стильба, Дмитрия Кидониса. Целью исследования является рассмотрение этнографических зарисовок как способа пищевой идентификации представителей данных народов, одного из маркеров «инаковости» «чужих» в текстах византийский авторов. При работе с византийскими полемическими, историографическими и эпистолографическими сочинениями византийских интеллектуалов учитывались жанровая специфика произведений, ориентация авторов на использование традиционных риторических моделей, стремление подражать языку и стилю древнегреческих и римских авторов, а также использование аллюзий на тексты Священного Писания. В работе рассматриваются примеры неоднозначного отношения византийских авторов к совместным трапезам с турками. Показано, что оценочные суждения одного и того же автора, касающиеся совместного принятия пищи с турками, могли кардинально отличаться. На оценки автора в конкретном случае могли оказать влияние как личное отношение к участникам трапезы, так и сиюминутное настроение, самоощущение, а также его вкусовые предпочтения. Различия в пищевых пристрастиях монголов, турок, латинян, упомянутые в сочинениях поздневизантийских авторов, нередко использовались для описания представителей иной культуры в негативном свете и имели мало общего с историческими реалиями, поскольку являлись своеобразной инверсией византийских представлений о нормальной, «культурной» еде, которую должно употреблять в пищу. Установлено, что эти описания нередко воспроизводили стереотипы относительно особенностей питания «варваров», а также кочевых народов, бытовавшие в обществе и письменной традиции со времен Античности.
This article presents the analysis of the accounts of the Late Byzantine writers about the food traditions and preferences of the Turks, Mongols, and Latins according to the works of Manuel II Palaiologos, George Pachymeres, Constantine Stilbes, and Demetrios Kydones. The aim of the investigation is to consider ethnographic accounts at Byzantine written sources as a way of food identification of the peoples and a marker of the “otherness” of “strangers” in the texts. The analysis of historical evidence of polemical, historiographical, and epistolographic works of the Byzantine intellectuals is complicated due to the nature of the kinds of Byzantine written sources. It is taken into account that the Byzantine authors often used traditional rhetorical models, imitated the language and style of ancient Greek and Roman authors and regularly used the allusions to the texts of the Holy Scriptures in their written works. The examples of the Byzantine authors’ ambiguous attitudes to joint meals with the Turks are considered in the paper. It has been shown that the judgments regarding joint meals with the Turks made by the same writer sometimes significantly vary. In some cases, the author’s estimation could be influenced by the personal attitude towards the participants in the meal, and his mood, self-awareness, as well as his taste preferences. The differences in the food habits of the Mongols, Turks, and Latins mentioned in the writings of Late Byzantine authors were often used to describe representatives of a different culture in a negative light and had little to do with historical realities, since they were a kind of inversion of Byzantine ideas about normal, “cultural” food, which should be eaten. It has been determined that these accounts often reproduced the stereotypes regarding the eating habits of the “barbarians” and nomadic peoples, which existed in Byzantine society and written tradition from the Antiquity on.
Ключевые слова: ВИЗАНТИЯ
ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
ТРАПЕЗА
ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ
ТУРКИ
МОНГОЛЫ
ЛАТИНЯНЕ
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
ВАРВАРСТВО
ТРАДИЦИИ ПИТАНИЯ
МАРКЕРЫ «ИНАКОВОСТИ»
«СВОИ» И «ЧУЖИЕ»
ПИЩЕВЫЕ ТАБУ
BYZANTIUM
LATE BYZANTINE PERIOD
MEAL
EATING HABITS
TURKS
MONGOLS
LATINS
SELF-IDENTIFICATION
BARBARISM
FOOD TRADITIONS
MARKERS OF “OTHERNESS”
“OWN” AND “OTHERS”
FOOD TABOOS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119837
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49957254
ISSN: 0320-4472
2687-0398
DOI: 10.15826/adsv.2022.50.018
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для ведущих научных школ РФ, проект № НШ‑1548.2022.2 «Поздняя Византия: политические и социокультурные вызовы и ответы на них».
The study was funded by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh‑1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.
Источники: Античная древность и средние века. 2022. Вып. 50
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-50-18.pdf437,84 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.