Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119798
Название: Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре: концепт «дом»
Другие названия: The Symbolysm and Meanings of the Railway Image in Art Culture: the “Home” Concept
Авторы: Мальцева, Е. А.
Maltseva, E. A.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Мальцева Е. А. Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре: концепт «дом» / Е. А. Мальцева. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2022. — Т. 28, № 4. — С. 142-153.
Аннотация: В статье рассматривается один из аспектов символического наполнения образа железной дороги в художественной культуре: на материале произведений литературы, живописи, графики дается характеристика образа железной дороги как воплощения концепта «дом». Анализ культурологических и философских исследований позволил сделать вывод о значимости концепта «дом» для культуры, выявить его ключевые смысловые значения. Для данного исследования оказалась полезной возможность рассматривать дом как антропологическое и социокультурное пространство. На основе изучения достаточно объемного эмпирического материала (составленный автором статьи каталог живописных произведений железнодорожной тематики включает 525 наименований, графических - 443, литературных - 210) были выявлены ключевые идеи концепта «дом» в художественном образе железной дороги. Такие характеристики, как создание закрытого от внешнего мира пространства, возможность заняться чтением или спокойными беседами, окружить себя домашними предметами, рассматриваются в рамках антропологического понимания образа железной дороги. Образ железной дороги как социокультурного пространства характеризуется через выявление социальных взаимоотношений, норм, традиций в художественном воплощении железнодорожной действительности, в частности, взаимоотношений различных социальных групп и гендерных отношений.
The one of the aspects of symbolic value of the railway image in art culture is dealt with in the article. The railway image as an embodiment of the “home” concept is described based on literary, painting, graphic works. The analysis of cultural and philosophical studies showed the “home” concept to be of importance for the culture and revealed its main meanings. The consideration of the home as anthropological and sociocultural space turned out to be useful for the current study. The key ideas of the “home” concept in the artistic image are revealed on the basis of exploration of the large empirical evidence (the author’s catalogue of art works with the railway topic includes 525 paintings, 443 graphic works, 210 literary works). Characteristics such as the creation of the space to be shielded from the outside, the opportunities to read or talk calmly or to be surrounded with domestic items are considered under the anthropological understanding of the railway image. The railway image as the sociocultural space is examined by identifying the social relationships, norms and traditions of the artistic embodiment of the railway reality, in particular the relationship of different social groups and gender relations.
Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
КОНЦЕПТ «ДОМ»
ЖИВОПИСЬ
ЛИТЕРАТУРА
ГРАФИКА
ART CULTURE
RAILWAY
THE “HOME” CONCEPT
PAINTING
LITERATURE
GRAPHIC ARTS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119798
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49950092
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2022.28.4.072
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2022-4-12.pdf1,3 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.