Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118447
Title: «Божий камень упал с неба»: функции фольклорных нарративов и современная динамика локальной традиции
Other Titles: “God’s Stone Has Fallen down from the Sky”: Functions of Oral Stories and Contemporary Dynamics of Local Tradition
Authors: Королёва, С. Ю.
Черных, А. В.
Korolyova, S. Yu.
Chernykh, A. V.
Issue Date: 2022
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Королёва С. Ю. «Божий камень упал с неба»: функции фольклорных нарративов и современная динамика локальной традиции / С. Ю. Королёва, А. В. Черных // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 3. — С. 99-117.
Abstract: В статье рассматриваются народные представления о камнях-валунах как значимых объектах природного ландшафта. Основным материалом послужили полевые записи авторов, сделанные в 2005 и 2021 гг. в селе Ошиб Кудымкарского района Пермского края. Хотя ошибская этнолокальная традиция сложилась в довольно устойчивом сообществе, она имеет внутреннюю динамику, в результате которой обновляется сюжетный состав устных рассказов и меняются их функции. Рассмотренные на фоне широких данных о культовых камнях, ошибские материалы позволяют обнаружить значимые совпадения, выявляющие особенности комипермяцкой «народной минералогии». Фольклорные нарративы и имеющиеся у камней имена собственные показывают, что важной причиной мифологизации становится большой размер объекта. Крупным одиночным валунам приписывается «небесное» происхождение. Одной из форм ритуального взаимодействия становится посещение камней в рамках календарной обрядности. Ошибский валун, расположенный в «опасном» лесу, наделяется амбивалентным характером: связывается с нечистой силой, используется для запугивания детей. В середине XX в. ошибская традиция приходит к постепенному угасанию, однако в XXI в. начинается ее реактуализация. При этом происходит полная замена акционального кода и заметное обновление сюжетно-мотивного состава устных рассказов. В современных историях прослеживаются две линии мифологизации: одна продолжает тему «опасного» камня, вторая представляет собой адаптацию естественнонаучных знаний. Важным фактором развития традиции становится включение валуна в школьную проектную деятельность и намерение превратить его в туристический объект. Фольклорные сюжеты ожидаемо становятся тем символическим ресурсом, с помощью которого новые «агенты традиции» решают эту задачу.
This article considers folk ideas about boulders as significant objects of the natural landscape. The article mostly refers to the records made by the authors in 2005 and 2021 in the village of Oshib, Kudymkar District, Perm Region. Although the ethno-local tradition of Oshib was formed in a stable community, it has its own internal dynamics. As a result of this process, the plots of oral stories update and their functions change. The article considers the case of the Oshib stone in a broad context, i.e. in comparison with other cult stones. This approach helps highlight significant coincidences and shows the features of Komi-Permyak “vernacular mineralogy”. Folklore narratives and the proper names of stones reveal that the large size of the object becomes an important reason for the mythologisation of the boulder. It is believed that large single stones have a “heavenly” origin. One of the forms of ritual interaction is visiting stones as part of calendar rites. The Oshib boulder is found in a “dangerous” forest, so the inhabitants endow it with an ambivalent character: it is associated with demonic spirits and is used to frighten children. In the middle of the twentieth century, the folklore tradition of Oshib slowly disappears, but in the twenty-first century, its re-actualisation begins. At the same time, the actional code is completely changed, and the plots and motifs of oral stories update. In contemporary stories, there are two lines of mythologisation: one of them continues the theme of the “dangerous” stone, while the other one is a kind of adaptation of natural scientific knowledge. An important factor in the development of the tradition is the inclusion of the cult boulder into school project activities and the villagers’ intention to turn it into a tourist site. Folklore plots become a symbolic resource with the help of which the new “agents of tradition” solve this task.
Keywords: УРАЛ
КОМИ-ПЕРМЯКИ
СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА
ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
КУЛЬТОВЫЙ КАМЕНЬ
НАРОДНАЯ МИНЕРАЛОГИЯ
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРЕДАНИЯ
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
ОРОНИМЫ
URALS
KOMI-PERMYAKS
SPATIAL SEMIOTICS
NATURAL AND CULTURAL LANDSCAPE
CULT STONE
VERNACULAR MINERALOGY
FOLK LEGENDS
MYTHOLOGICAL NARRATIVES
ORONYMS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118447
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49560258
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.3.047
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 20-18-00269 «Горная промышленность и раннезаводская культура в языке, народной письменности и фольклоре Урала».
The research was conducted with the support of the Russian Science Foundation (project 20-18-00269 “Mining Industries and Early Factory Culture in Language, “Naïve” Writing and Folklore of Ural Region”).
RSCF project card: 20-18-00269
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 3
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2022-3-07.pdf619,75 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.