Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118436
Название: Особенности этнорелигиозной ситуации в Малой Азии в XIV в.
Другие названия: Features of the Ethno-Religious Situation in Asia Minor in the 14th Century
Авторы: Жигалова, Н. Э.
Zhigalova, N. E.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Жигалова Н. Э. Особенности этнорелигиозной ситуации в Малой Азии в XIV в. / Н. Э. Жигалова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 3. — С. 256-271.
Аннотация: В статье анализируется этнорелигиозная обстановка в Малой Азии в XIV в., а также рассматривается положение отдельных этнических и религиозных общностей на территориях турецких бейликов. Как показало исследование, несмотря на утрату Византией всех малоазийских территорий в XIV в., значительная часть греческого населения продолжала проживать на захваченных турками землях. До середины XIV в. в отдаленных и малонаселенных районах Анатолии процессы тюркизации и исламизации протекали медленно. К концу XIV в. небольшие греческие селения в Западной Анатолии практически перестали существовать, а их население постепенно исламизировалось. В то же время в крупных городах и административных центрах греки довольно быстро осваивали язык и обычаи иноверцев и интегрировались в экономическую систему мусульманского общества, так как налоговая система турок позволяла ромеям сохранять религиозную идентичность в обмен на уплату джизьи. Выявлено, что положение прочих этнических и религиозных общностей отражено в источниках лишь фрагментарно. Специфической чертой развития малоазийского региона в XIV в. стало переселение в города Анатолии многочисленных групп евреев. Экономическая активность евреев высоко ценилась малоазийскими эмирами, заинтересованными в нормальном функционировании своих городских центров. Иудеи, вероятно, обладали определенными привилегиями, что позволяло еврейским общинам комфортно жить при мусульманских порядках. Именно эти факторы — налоговые льготы, предоставляемые турками, и возможность немусульманам участвовать в общественной жизни, — создавали в анатолийском регионе условия для формирования полиэтничного и многоконфессионального общества. Это послужило основой для последующей интеграции немусульманского населения Анатолии в общественные структуры тюркских эмиратов.
This article analyses the ethno-religious situation in Asia Minor in the fourteenth century and the position of individual ethnic and religious communities in the territories of Turkish beyliks. The study demonstrates that, despite the loss of all Asia Minor territories by Byzantium in the fourteenth century, a significant part of the Greek population continued to live in the lands occupied by the Turks. Until the middle of the fourteenth century, in remote and sparsely populated areas of Anatolia, the processes of Turkization and Islamization proceeded very slowly. By the end of the fourteenth century small Greek villages in Western Anatolia practically ceased to exist, and their population gradually became Islamized. At the same time, in large cities and administrative centers, the Greeks quite quickly mastered the language and customs of the “infidels” and integrated into the economic system of the Muslim society, because the tax system of the Turks allowed the Romans to retain their religious identity in exchange for paying jizya. It was revealed that the position of other ethnic and religious communities is reflected in the sources only fragmentarily. A specific feature of development of the Asia Minor region in the fourteenth century became the resettlement of numerous groups of Jews in the cities of Anatolia. The economic activity of the Jews was highly valued by the emirs of Asia Minor, who were interested in the normal functioning of the urban community. Jews probably had certain privileges that allowed Jewish communities to coexist comfortably with Muslim customs. It was these factors — the tax benefits provided by the Turks, and the opportunity for non- Muslims to participate in public life — that created conditions in the Anatolian region for the formation of a multi-ethnic and multi-confessional society. It served as the basis for the subsequent integration of the non-Muslim population of Anatolia into the social structures of the Turkic emirates.
Ключевые слова: ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ
МАЛАЯ АЗИЯ
АНАТОЛИЯ
ТЮРКСКИЕ БЕЙЛИКИ
ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
XIV ВЕК
LATE BYZANTIUM
ASIA MINOR
ANATOLIA
TURKIC BEYLIKS
OTTOMAN CONQUESTS
14TH CENTURY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/118436
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49560268
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.3.057
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для ведущих научных школ РФ, проект № НШ-1548.2022.2 «Поздняя Византия: политические и социокультурные вызовы и ответы на них».
The article was prepared with the financial support of a grant from the President of the Russian Federation for leading research schools of the Russian Federation (project NSh-1548.2022.2 “Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them”).
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-3-17.pdf616,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.