Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117224
Название: Конструирование сетевых практик (на примере религиозных сообществ)
Другие названия: Designing Network Practices (Using the Example of Religious Communities)
Авторы: Порозов, Р. Ю.
Porozov, R. Yu.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Порозов Р. Ю. Конструирование сетевых практик (на примере религиозных сообществ) / Р. Ю. Порозов. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2022. — Т. 28, № 3. — С. 156-165.
Аннотация: Исследования социальных сетей и интернет-практик российских религиозных сообществ носит многолетний характер — с момента появления и представления первых сетевых сообществ. Религиозные сетевые сообщества получили новый инструмент для трансляции собственного этоса и теологических смыслов. В статье рассматривается стратегия просветительства в практике организации религиозных сообществ в сети Интернет (на примере социального медиа «ВКонтакте»). Целью данной статьи является попытка определить специфику основных практик и стратегий просветительства, публично репрезентируемых религиозными сетевыми сообществами во внешнюю среду. Под просветительской практикой автор понимает такую систему действий, в которой результаты — вне зависимости от формы их представленности — мотивированы и обусловлены установкой максимально репрезентировать, сознательно выносить и объяснять в публичном пространстве свой специфический религиозный этос, религиозную картину мира; это действие и результат, которые направлены на внешнего зрителя. Эмпирической базой исследования послужили сообщества религиозной и теологической направленности в сети «ВКонтакте» в количестве более 430; период исследования — апрель—ноябрь 2021 г. Автор выделяет четыре основных типа стратегии просветительства, публично репрезентируемых религиозными сетевыми сообществами во внешнюю среду: классический, повседневный, индивидуализированный, сакрализующий; отмечает, что тенденции, закономерности и специфика культуротворческой активности религиозного человека в виртуальном пространстве аналогичны его поведению в реальном пространстве. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для анализа мотивационных стратегий религиозного поведения человека в сети, а также при разработке учебно-методических материалов в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» и других.
The study of social networks and Internet practices of Russian religious communities has been of a longterm nature — since the appearance and presentation of the first online communities. Religious online communities have received a new tool for broadcasting their own ethos and theological meanings. The article discusses the strategy of enlightenment in the practice of organizing religious communities on the Internet (on the example of the social media VKontakte). The purpose of this article is an attempt to determine the specifics of the main practices and strategies of enlightenment, publicly represented by religious network communities in the external environment. By educational practice, the author understands such a system of actions in which the results — regardless of the form of their presentation — are motivated and conditioned by the installation to represent as much as possible, consciously endure and explain in the public space one’s specific religious ethos, a religious picture of the world; it is an action and a result that is directed to an external viewer. The empirical base of the study was more than 430 religious and theological communities on VKontakte; the study period is April — November 2021. The author identifies four main types of enlightenment strategy, publicly represented by religious network communities in the external environment: classical, everyday (routine\regular), individualized, sacralizing. We note that the tendencies, regularities, and specifics of the cultural activity of a religious person in the virtual space are similar to the behavior in the real space. The results of the study can be used as a basis for analyzing the motivational strategies of a person’s religious behavior in the network, as well as in the development of educational materials in the course “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” and others.
Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО
РЕЛИГИЯ
СЕТЕВЫЕ ПРАКТИКИ
КОНСТРУИРОВАНИЕ В СЕТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА
ТЕОЛОГИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
INTERNET
NETWORK COMMUNITY
RELIGION
NETWORK PRACTICES
NETWORK CONSTRUCTION
SOCIAL MEDIA
THEOLOGY
SOCIOCULTURAL APPROACH
EDUCATIONAL PRACTICES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117224
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49496478
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2022.28.3.055
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44091\21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».
The article was prepared with the financial support of the RFBR in the framework of the scientific project No. 21-011-44091\21 “Theological education in digital culture».
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2022-3-15.pdf608,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.