Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117180
Название: Проблема однополых браков — один из многих вызовов развивающегося общества современной культуре (культурологическое послесловие)
Другие названия: The Problem of Same-Gender Marriages as One of the Many Challenges of a Developing Society to Modern Culture (A Culturological Epilogue)
Авторы: Закс, Л. А.
Zaks, L. A.
Дата публикации: 2022
Издатель: Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Закс Л. А. Проблема однополых браков — один из многих вызовов развивающегося общества современной культуре (культурологическое послесловие) / Л. А. Закс // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 69-85.
Аннотация: Статья является послесловием к опубликованным в данном номере «Койнона» статьям правоведов М. А. Краснова и А. П. Семитко. Опираясь на материал этих статей, автор предлагает культурологическое видение проблемы однополых браков. С его точки зрения, главное противоречие жизни современного человечества — это порожденное масштабными всесторонними радикальными изменениями социокультурного мира противоречие между прошлым и возникающим сегодня будущим. Между старым опытом, воплощенным в традициях, нормах, ценностях, ментальных матрицах и привычках культуры, — и новым, сегодня совершаемым опытом, радикально отличающимся от прошлого, формирующим новые представления, ценности, способы деятельности и человеческих отношений. Этот новый опыт несет еще не виданные перспективы обществу и человеку, но он же рождает и новую, пока не освоенную сложность, неопределенность будущего, часто непонятные и даже непредсказуемые риски и угрозы. Радикальная эволюция современного человечества, таким образом, каждый день рождает новые сложные вызовы обществу, культуре, человеку. Проблема однополых браков в указанном контексте оказывается одним из вызовов, рожденных ускоренной эволюцией и порожденным ею противоречием прошлого и будущего. Важное звено концепции статьи — констатация рожденного ускоренным развитием амбивалентного значения культурного прошлого. Оно воспринимается и реально работает, с одной стороны, как не соответствующее и потому не нужное настоящему и будущему, как препятствие развитию общества и человека, а с другой — в условиях неопределенности перспектив и рисков во многом непредсказуемой радикальной эволюции — оно же получает новую ценность как резервуар проверенного жизнью опыта (даже не всегда осознаваемого), как важный фактор самосохранения общества в его антрпологической и социальной специфике, в его закономерных, проверенных на практике отношениях с природой. С этой точки зрения автор оценивает как заслуживающую внимательного отношения, полезную для нахождения оптимального решения сложной проблемы однополых браков умеренно консервативную позицию М. А. Краснова, чья апелляция к традиционным иудеохристианским морально-нравственным истокам права и на этой основе критическое отношение к однополым бракам взывает к спокойному взвешенному анализу их возможных последствий, пока практически неясных. Отвечая на этот имплицитный призыв Краснова и, с другой стороны, на верный антитезис А. П. Семитко об исторической изменчивости морально-нравственных оснований права, автор обозначает самую проблемную зону однополых семей: социализацию детей, в течение всей предыдущей истории человечества осуществлявшуюся разнополыми парами, чьи особенности и различия во многом определили воспроизводство фундаментальной антропологической специфики человека и человеческого рода. Поэтому и появление однополых родителей не может не быть антропологически существенно. Но как именно, об этом пока нет надежной информации. В итоге автор выделяет три важнейших аспекта вызова рассматривавшейся проблемы: вызов, требующий тщательного всестороннего анализа опыта однополых семей по социализации детей, адекватного постижения проблемы в ее сложности; вызов, требующий объединения усилий сторонников разных взглядов и подходов к проблеме и подлинного диалога между ними, цивилизованной дискуссии; вызов, требующий практического культуротворчества: нахождения и реализации способа оптимального решения проблемы в гармоническом единстве интересов личностей и общества.
This paper is an afterword to the articles by legal scholars M. A. Krasnov and A. P. Semitko published in this volume of Koinon. Based on the materials from these works, the author suggests a culturological vision of same-sex marriage problem. In his view, the main controversy of contemporary man’s life is the controversy between the past and the today-emerging future originated from large-scale comprehensive radical changes in the sociocultural world; between the old experience embedded in the traditions, norms, mental matrices, habits of culture and a new, currently gained experience that differs radically from the past and that forms new notions, values, modes of activities and human relationships. This new experience brings about yet-unseen perspectives for society and the individual but it also gives birth to a novel, yet-unutilized complexity, uncertainty of a future, often incomprehensible and even unpredictable risks and threats. The radical revolution of today’s mankind, thus, creates new complex challenges to society, man, culture on a daily basis. The problem of same-sex marriages in the given context appears to be one of the challenges generated by an accelerated evolution and the contradiction between the past and the future produced by it. An essential link of the paper’s concept is the reporting of an ambivalent significance of the cultural past generated by the accelerated development. On the one hand, it is perceived and works as inconsistent and therefore unnecessary for the present and the future, as an obstacle to the development of society and the individual. On the other, in the context of uncertain prospects and risks of largely unpredictable radical evolution, it acquires a new value as a reservoir of the life-tested experience, as an essential factor of society’s self-preservation in its anthropological and social specificity, in its regular, proven-in-practice relations with nature. From this point of view, the author treats a moderately conservative stance of M. A. Krasnov whose appeal to the Judeo-Christian moral origins of law, and, based on this, a critical attitude to same-gender marriage calls for a calm, balanced analysis of their possible consequences that are currently unclear, as worthy of careful consideration and useful in finding the best solution to the complex problem of same-sex marriages. Responding to this implicit call of Krasnov and, on the other hand, to the right antithesis of A. P. Semitko about the historical changeability of moral foundations of law, the author defines the most problematic zone of same-sex families: the socialization of children which, throughout all the preceding history, has been implemented by different-sex couples whose specific features and distinctions have largely determined the reproduction of the fundamental anthropological specificity of mankind and human race. That is why the emergence of same-sex parents cannot help being anthropologically essential. But there is a lack of reliable information about how exactly it is. Eventually, the author identifies three most significant aspects of the challenge posed by the problem under consideration: the challenge that requires thorough, comprehensive analysis of the experience obtained by same–gender families in the socialization of children; the challenge that requires joint efforts of proponents of different views and approaches to the problem and genuine dialogue between them, civilized discussion; the challenge that requires practical culture-making: finding and implementing a way to optimally solve the problem in a harmonious unity of the interests of individuals and society.
Ключевые слова: PROBLEM OF SAME-SEX MARRIAGE
CULTURAL FOUNDATIONS OF LAW
MAJOR CONTRADICTION OF TODAY
ORIGINS OF HOMOPHOBIA
MODERATE CONSERVATISM
THE ANTHROPOLOGICAL SIGNIFI CANCE OF HETEROSEXUAL FAMILIES
THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AS PROBLEM CENTRE OF SAME-SEX FAMILIES
SAME-GENDER MARRIAGES AS A CHALLENGE TO PRESENT-DAY CULTURE
ПРОБЛЕМА ОДНОПОЛЫХ БРАКОВ
КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА
ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ СОВРЕМЕННОСТИ
ИСТОКИ ГОМОФОБИИ
УМЕРЕННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫХ СЕМЕЙ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМНЫЙ ЦЕНТР ОДНОПОЛЫХ СЕМЕЙ
ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ И СЕМЬИ КАК ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/117180
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49459986
ISSN: 2782-5914
2782-5906
DOI: 10.15826/koinon.2022.03.2.017
Источники: Koinon. 2022. Т. 3. № 2
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_2_2022_07.pdf594,34 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.